Основы учения буддизма

Основу вероучения составляют 4 благородные истины, которые постиг Будда под деревом Бодхи и передал людям.

Первая истина – истина страдания – гласит, что жизнь есть страдание и неудовлетворенность; причем можно выделить 3 уровня жизненного страдания:

1) «страдание как таковое». В жизни каждого человека бывают состояния боли, голода, недовольства собой или окружающими, т.е. страдания физические и душевные;

2) «страдание перемен». Даже если человек достигает желаемого и испытывает кратковременную радость от этого состояния, он, в этом новом состоянии. вступает в круг новых проблем. Появляется страдание, обусловленное обладанием;

3) «страдание нестабильности». Даже если человек долгое время не испытывает никаких проблем и радуется этому положению вещей, оно не может длиться вечно. Невозможно иметь вечную молодость, здоровье, красоту, жить в идеальном обществе, быть всегда окруженным близкими людьми.

Вторая истина – истина возникновения страдания. Будда указал людям на причины появления страданий в их жизни. Основных причин три: невежество (т.е. незнание основ буддизма), ненависть и алчность во всех своих проявлениях. Формы ненависти – гнев, злословие, злые мысли, антипатия, раздражение и т.п. Формы алчности – стремление к накопительству, стяжательство, нежелание делиться, жажда переживаний чувственного опыта, страстное желание обладания, власти, удовольствий и т.п. Говоря о буддизме в школе, можно попросить ребят вспомнить, когда они испытывали подобные состояния и к каким неприятным последствиям эти состояния приводили в дальнейшем. Именно эти и сходные состояния составляют основные жизненные стимулы большинства людей и формируют привязанность к жизни, к ее иллюзорным ценностям. Но, согласно буддизму, - это аффекты, затуманивающие чистое сознание человека и приводящие к страданиям в этой и последующих жизнях (согласно буддийским представлениям, человек проживает не одну, а множество жизней на Земле). Также к аффектам, искажающим сознание человека, относят гордыню, зависть, трусость.

Третья истина – истина прекращения страдания. Человек способен победить страдание, не допускать его в свою жизнь. Для этого нужно избавиться от приводящих к страданию аффектов (духовных ядов), основными из которых являются невежество, алчность и ненависть и достичь противоположные им состояния: мудрости, щедростиилюбви. Для этого требуются особые действия, указанные в следующей истине.

Четвертая истина – истина пути. Существует путь, идя по которому, возможно достичь освобождения от страдания. Этот путь называют восьмеричным, т.к. он состоит из восьми состояний, которыми необходимо овладеть. Идя по этому пути и применяя указанные Буддой практики, человек создает условия для видения истинной, не иллюзорной, природы вещей.

8 составляющих пути можно разделить на три части – этапа.

I. Этап мудрости

1. Правильное воззрение. Адепту, посвятившему себя буддизму, следует усвоить основы веручения и сделать их основой своей жизни.

2. Правильная решимость. Для того, чтобы идти по пути, ведущему к освобождению от страданий, необходимо осознание выбранного пути и готовность следовать ему.

II. Этап нравственности.

3. Правильная речь. Это речь правдивая, наполненная смыслом. Не следует произносить слов лживых, гневных, осуждающих, бессмысленных (праздных).

4. Правильное поведение. Это означает не покушаться на жизнь живых существ. но быть ко всем живым существам сострадательным и благожелательным, воздерживаться от выражения отрицательных эмоций, стяжания материальных благ (т.е. накопительства), но быть спокойным и щедрым; не употреблять средств, помрачающих сознание (алкоголь, наркотики и т.п.), но быть всегда осознанным, соблюдать правильную речь (принципы которой указаны выше).

5. Правильный образ жизни. Социальная жизнь человека, его профессия, виды деятельности не должны противоречить перечисленным выше пунктам, т.е. то, чем занимается человек по долгу службы не должно приносить вред живым существам (например, убийство животных, торговля алкоголем, оружием, служба в силовых структурах и т.д.).

III. Этап сосредоточения

6. Правильное усердие. Волевые усилия буддист должен предпринимать для того, чтобы устранять недостойные мысли и желания и не допускать их появления в будущем, отмечать появление благих, праведных мыслей и желаний и уметь сосредоточиваться на них. Это достигается путем самоуглубленного состояния сознания.

7. Правильное осознавание. На этой ступени пути человек проявляет осознанность происходящего с ним по отношению к своему телу, чувствам, мыслям, объектам созерцания и взаимодействия. Полное осознавание считается просветлением, т.е. достижением сознания Будды, и доступно немногим, но практика осознавания – важнейший этап на пути к нирване.

8. Правильное сосредоточение. Медитация, т.е. самоуглубление, устранение мыслей и чувств в состоянии полного покоя, помогает человеку преодолеть границу между собственным «я» и внешним миром. Это особое созерцательное состояние, при котором исчезает идея собственной индивидуальности.Это состояние, близкое к просветлению, называется термином «самадхи» (санср. целостность, совершенство) и означает освобождение от страдания.

Учение буддизма стало во многом новым явлением в Индии, на территории которой господствовал комплекс многовековых национальных верований, объединенных названием «индуизм». Отметим основные отличия буддизма от индуизма. Основу индуизма составляет представление о том, что бог Брахман сотворил вселенную и всех живых существ, обладающих бессмертным духовным началом – Атманом. Сокровенное знание индуизма, недоступное непосвященным, в том, что Атман есть Брахман, т.е. индивидуальная душа человека тождественна Божественному Абсолюту, она вечна и неизменна. Буддизм отрицает и сотворенность мира, и наличие у человека индивидуального вечного начала – души.

Человек, с точки зрения буддизма, – это поток психофизической жизни, состоящей из мгновенных состояний, переживаний, неуловимых для сознания и постоянно меняющихся. Души как неизменной вечной составляющей человека, согласно буддизму, не существует. Это положение называется анатман (букв. «нет Атмана»), особое развития оно получило в одном из направлений буддизма – Махаяне.

Буддизм отрицает сотворенность мира божеством и подробно не рассматривает этот вопрос, считая его второстепенным по сравнению с идеей освобождения человека от страданий. «Если вас поразили стрелой, – говорил Будда, – нет смысла выяснять, из чего она сделана». Происхождение мира буддизм связывает с совокупной кармой всех живых существ.

Здесь следует подробнее рассмотреть понятия кармы, которое является одним из важнейших в буддизме и индуизме, и по сути служит стимулом соблюдения этических норм и предписаний. Обратимся к этике буддизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: