Этика и практика буддизма

    Карма в буддизме – это совокупность сознательных действий и намерений человека. Согласно буддийским представлениям, человек живет не один раз, а неоднократно перерождается. После физической смерти комплекс дхарм, составляющих человека, распадается, а затем, при новом рождении, восстанавливается, но уже в другой форме и, возможно, в другом мире. То, в какой мир попадет человек после смерти, зависит от накопленной им в течение жизни (жизней) карме.

Буддизм признает существование 6-ти миров, в которых может произойти рождение живого существа. Мир людей, мир низших богов – асуров, мир, где обитают боги дэвы – это три высших мира, куда попадают существа, накопившие благую карму, т.е. сумма их благих деяний превышает сумму деяний неблагих. Стоит отметить, что боги в буддизме – не объекты поклонения, а живые существа, во многом подобные людям, но проживающие более долгую и беззаботную жизнь, поэтому им трудно сознательно накапливать благую карму, и в следующем рождении они могут оказаться в низших мирах. К низшим мирам относятся: мир животных, мир голодных духов претов, которые никогда не могут насытиться, т.к. их горло слишком узко, а живот огромен, и мир адских вместилищ, где обитают нараки. Пребывание в каждом из миров не вечно, хотя жизнь богов или нараков несоизмеримо протяженнее жизни людей.

Цепь, или колесо, перерождений, обусловленное кармой, называется в буддизме сансарой. Цель буддиста – выйти из колеса сансары, остановить череду причин и следствий, обусловливающих карму, и достичь нирваны – состояния вечного блаженного духовного покоя. Промежуточная цель человека – накопление положительной, благой, кармы. Что это означает? В первую очередь, соблюдение этических норм буддизма.

Основной этический принцип буддизма – помогать всем живым существам, а если нет возможности помогать – не вредить им. Отсюда следует принцип ахимсы – непричинения зла всему живому. Это касается не только действий людей по отношению к людям (словом, мыслью, делом), но и по отношению к животным, птицам, рыбам, насекомым. Буддисту не следует наносить вред никаким живым существам, т.к. в каждом из них может находиться родственник, переродившийся в низшем мире. Обсуждая с детьми этот момент вероучения буддизма, можно поинтересоваться, как ребята поступают, например, с малоприятными насекомыми, которые встречаются им в различных жизненных ситуациях, и объяснить, что все в живом мире взаимосвязано, требует к себе уважения и сохранения.

Сострадание, помощь, любовь – ключевые понятия в буддизме по отношению к миру. При этом следует различать любовь,как желание блага и помощи любимому существу, и привязанность, страсть, зависимость, связанные с жаждой обладания, которые приводят к страданиям. Любовь в буддизме – понятие, не связанное с эгоизмом и удовлетворением страстей. Страсть означает страдание, а цель буддизма – освобождение от страданий.

Буддизм учит быть внимательным к миру, чутким к другим людям и всему живому. Буддизм, особенно некоторые его направления, учит человека избавляться от чрезмерного эгоизма, гордыни, высокомерия. Путь смирения, освобождения от страстей, значимый и для христианства, оказывается в буддизме ведущим.

Нравственные и философские основы буддизма зафиксированы в священных текстах, свод которых получил название Трипитака («Три Корзины»). Сам Будда не записывал своих речей и наставлений. После его ухода на Первом буддийском соборе в 5 в. до н. э. свод священных текстов, по преданию, был «пропет» авторитетными членами сангхи, а в 80 г. до н.э. на территории Шри-Ланки, куда проникло учение, был записан на пальмовых листьях (традиционном материале для письма в данном регионе в ту эпоху) на языке пали – одном из диалектов индийского языка (данные тексты называют еще палийским каноном).Свод текстов состоит из трех частей, которые были разложены по трем корзинам. Отсюда и название текстов – Трипитака.

Первый раздел буддийского канона – Сутра-питака. Тексты воспроизводят проповеди Будды Шакьямуни и основы его учения. Известный текст этого раздела – Дхаммапада, состоящий, как принято считать, из высказываний Будды.

Второй раздел – Виная-питака. Он регламентирует жизнь членов сангхи – монашеской буддийской общины. Кодекс поведения монахов строже, чем у мирян. Буддисты-монахи должны воздерживаться от пения и танцев, использования украшений и благовоний для личных нужд, не должны спать на высоких и широких постелях, т.е. с комфортом; существуют ограничения в еде.

Третий раздел канона – Абхидхарма-питака – представляет собой философский уровень буддизма, написанный сложным языком для интеллектуально развитой аудитории.

Тексты Трипитаки связаны с направлением буддизма, получившем название Тхеравада, или Хинаяна, что означает «Малая колесница», «Узкий путь». В добавление к Трипитаке на рубеже 1–2 вв. н.э. в рамках другого направления буддизма – Махаяны («Большая колесница», «Широкий путь») были разработаны сутры (тексты), разъясняющие глубинный смысл учения Будды мирянам. Этические предписания для последователей Хинаяны (монахов-аскетов) и Махаяны (мирян) разнятся. Рассмотрим эти направления буддизма более подробно.

Высшей религиозной целью Хинаяны считается достижение нирваны путем многолетней медитации, чтения священных текстов, монашеского образа жизни вдали от мирской суеты. Монахи, которые в результате подобной практики искоренили в себе невежество, алчность и вражду, становились архатами. Высшим воплощением идеала архатства в Хинаяне считается сам Будда.

Махаяна обращена к тем последователям буддизма, которые не имеют возможности отойти от мирских дел, вынуждены работать и содержать семью. В их религиозной практике основным средством на пути к достижению нирваны является соблюдение принципов постоянного самосовершенствования, которые называются парамитами. Их 6: милосердие, терпение, нравственность, усердие, праведность, медитация, мудрость. Идеал человека в Махаяне не архат, а бодхисаттва, т.е. человек, почти достигший нирваны, но оставшийся на земле, в мире сансары, чтобы помогать людям в достижении совершенства и освобождения от страданий, В традиции Махаяны считается, что Будда – не историческое лицо, а земное воплощение универсальной космической истины; причем природа Будды потенциально присутствует в каждом живом существе. Это положение способствует уважительному отношению людей друг к другу и ко всему живому, ведь даже в насекомом потенциально присутствует природа Будды. В Махаяне буддизм больше походит на религию, т.к. в этом направлении учения провозглашается божественность Будды Шакьямуни, который явился людям, чтобы помочь страдающим существам обрести радость.

В Махаяне еще большее внимание уделяется уничтожению эгоистичных представлений человека о самом себе. Одним из центральных понятий Махаяны является пустота («шуньята»), а одна из целей человека в философии Махаяны – видеть все в мире, в том числе и себя, как пустоту, т.е. лишенного постоянства и самости. Все в мире переменчиво и зависимо, в том числе и человек. Претендовать на большее – значит предаваться иллюзиям. Человек начинает значить что-либо в мире только при появлении другого человека или определенных условий, а без этого он пуст. Например, врачом можно быть только при условии наличия пациента, учителем – при наличии учеников, актером – при наличии зрителей и т.д., т.е. человека и его поведение определяют другие люди. Понять взаимозависимость и непостоянство всего в мире – один из способов избавиться от чувства величия собственного «я». Осознание пустоты – один из путей, ведущих к нирване.

Одной из ветвей Махаяны является Ваджраяна – относительно самостоятельное направление буддизма, оформившееся к середине I-го тыс. н. э. Ваджраяна распространена в Тибете и на территории России – в Республиках Бурятия, Калмыкия, Тыва. Средствами освобождения от страданий и колеса сансары в этом направлении буддизма стали не только взращивание добродетелей и осознание пустоты, не только соблюдение принципа ахимсы, но и особые психотехники – многократное произнесение мантр (особых магических формул-слогов), созерцание и визуализация значимых образов и др.

Образы, связанные с искусством, даже поэтическим, стали частью буддизма Махаяны в Японии (дзэн-буддизм) и Китае(Чань-буддизм). Обратимся к теме искусства в буддизме.

 

Искусство в буддизме

Искусство в буддизме выполняет, в первую очередь, функции обеспечения ритуальной сферы вероучения.

Искусство архитектуры служит возведению буддийских храмов и монастырей, куда приходят верующие, чтобы совершить ритуальные подношения Будде, поучаствовать в религиозном празднике, побеседовать с монахом и т.п. Культовыми объектами и местами паломничества в буддизме являются ступы – сооружения в виде купола, в которых хранятся святыни буддизма: частицы пепла тела Будды Шакьямуни, останки тел святых подвижников, священные тексты, содержащие слова Будды и мантры. Архитектура буддийских дворцов и храмов имеет национальные особенности. Так, например, в Японии, Китае и других странах Востока буддийские сооружения оформляются в виде пагод (многоярусных башен с крышей, края которой загнуты вверх). Таким же образом оформлен Иволгинский дацан (монастырь-университет) в Бурятии – центр Буддийской традиционной Сангхи России. В Санкт-Петербурге дацан Гунзэчойнэй построен в стиле «северный модерн», характерном для построек рубежа XIX-XX вв. Одной из выдающихся построек буддизма стал Дворец Потала в Лхасе – историческом центре Тибета. Дворец был резиденцией далай-ламы, ныне он является музеем.

Искусство скульптуры применяется в буддизме для создания статуй Будды как внутри храмов и монастырей, так и в качестве самостоятельных объектов монументальной скульптуры. Например, статуи Будды в Таиланде, расположенные на открытом воздухе, поражают своими размерами. Например, статуя Большого Будды на о. Пхукет в высоту достигает 40 метров, а в ширину – 25 м. Известна также статуя Великого Будды на территории монастыря Ват Муанг в городе Анг Тонг высотой более 90 метров, а в ширину более 60 метров. Это величайшая статуя Будды в Таиланде.

Скульптура применяется также для украшения зданий в виде символических образов вероучения (лани, колесо учения, гянджир – сосуд, наполненный текстами мантр на крыше дацана).

Музыка буддизма, оформляющая службы и праздники, весьма своеобразна. Это даже не музыка в привычном понимании европейского слушателя, а звучание инструментов, имеющих символическое значение для буддизма – рог, раковина, колокольчики, ударные инструменты.

На некоторых буддийских праздниках можно увидеть элементы театрального искусства.

Живопись в буддизме представлена наиболее широко в Махаяне, особенно в Ваджраяне. Изображение буддийских божеств, святых, охранителей учения можно увидеть на танках – произведениях живописи на ткани, аналогичных по значению христианским иконам. Краски в буддизме всегда яркие, насыщенные; образы наполнены символикой.

В некоторых храмах и дацанах можно увидеть витражи, изображающие символы учения. В Санкт-Петербургском дацане витражи в интерьере здания выполнены знаменитым художником Н. Рерихом.

С поэтическими образами тесно связано направление дзэн-буддизма, оформившееся в Японии. Дзэн большое внимание уделяет техникам осознавания происходящего «здесь и сейчас». Этому мироощущению соответствует особый вид японского стихосложения – хокку (хайку), представляющие собой трехстишия, в которых фиксируется время года, цвет, звук, настроение человека. Одним из известнейших сочинителей хокку был дзэн-буддийский монах Мацуо Басё, живший в 17-м веке.

В китайском варианте дзэн – чань-буддизме поэтическое творчество ярко выразил Ван Вэй, живший в 8 в. Его поэтические строки наполнены идеями непривязанности, осознанности, воспеванием естественного хода вещей и событий.

С философией и восприятием жизни в русле дзэн связана особая техника живописи – суми-ё (суми-э), позволяющая создавать образы под влиянием мгновенных впечатлений и переживаний. Материалы, которые используются в данной живописной технике, не позволяют долго работать над произведением, обдумывая увиденное и редактируя изображаемое. Тонкая рисовая бумага и беличья кисточка, наполненная тушью, дают возможность только очень быстро и точно зафиксировать образ, сложившийся в данный момент времени, иначе тушь растечется по бумаге и прорвет ее.

Так искусство буддизма отражает все грани вероучения – от спокойной созерцательности и самоуглубления, отрешенности от действительности до трепетного любования природой, что еще раз подчеркивает открытый характер этой мировой религии, способной модифицироваться в зависимости от региона ее исповедания, сохраняя при этом основные принципы классического буддизма, несущего людям истины о красоте, сострадании и подлинных радостях этого мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: