Педагогические условия преподавания этических дисциплин

К составляющим качества образования относят следующие элементы:

1) качество ценностей, норм и целей, отражающее уровень требований различных групп потребителей (студентов, работодателей, сотрудников вуза, экономики и страны в целом);

2) качество условий, характеризующих материально-техническую и информационную базу образовательной организации, качество педагогического состава, уровень подготовленности учащихся;

3) качество процесса, которое включает отбор содержания образования, учебно-методическое обеспечение, содержание образовательных программ и отдельных модулей и качество технологии образования (степень использования в учебном процессе современных образовательных технологий);

4) качество результата, характеризующее уровень подготовленности обучающихся[133].

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2.  Принципы – это основные направления в достижении цели.

3.  Содержание – получение практического дидактического методического материала, необходимого для решения педагогических задач.

4.  Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5.  Средства – способы «работы» с содержанием.

6.  Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов: знаний – теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе – знаний о способах действий); умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам; опыта творческой деятельности – опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Рассмотрение образовательной технологии можно начать с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус (методы и формы) относится к дидактике, нижний ярус (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т.е. не превратили в объект научного рассмотрения»[134].

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие

Образовательные результаты обучающихся от класса к классу включаются в обыденную, художественную и научную картину мира, формируя целостную картину мира, и значимую в этическом образовании гуманитарную картину мира.

С 5 класса начинается системное изучение учебных предметов, появляются новые учителя, которые также становятся образцом для подражания. Учитель выступает в роли наставника в переживании и осмыслении возрастных нравственных коллизий, в овладении правилами социальной коммуникации. Говоря о возрастных особенностях обучения и воспитания, следует отметить, что младшие подростки ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние, условиях, т.к. они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают опыт сопереживания. В частности, прием рассказывания историй (сторителлинг) приближает к учащимся персонажей прошлого и современности, т.к. положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает стремление к подражанию, способствует нравственному самовоспитанию.

При изучении предмета у обучающихся формируются личностные и метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Обращение к дидактической эвристике(технологии креативного обучения), разработанной профессором А.В. Хуторским, позволит актуализировать принципы природособразности и культуросообразности, т.к. «в стремлении открывать новое и создавать его, человек реализует не только природную, но и общественную, социокультурную, богочеловеческую миссию»[135]. В знакомстве с духовно-нравственными основами культуры народов России большое значение имеет диалог подростковс одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками.Этический эвристический диалог становится технологией «присвоения» новых представлений и знаний, актуализации полученной ранее информации о мире и жизненного опыта; способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемым темам, развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Представляют методический интерес предложенные известным специалистом А.И. Шемшуриной рекомендации нравственного воспитания школьников по принципам диалоговой педагогики с сюжетно-игровой и личностно-ориентированной субъектной основой[136].

Диалоговая форма общения на уроках способствует формированию коммуникативных УУД: интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь, задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников. Размышляя над предложенной темой, школьники учатся извлекать и анализировать различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, сети Интернет и др. Свои суждения могут оформлять в тексты разных жанров при подготовке развернутого ответа на вопросы, небольших устных сообщений, письменных эссе. Анализируя и описывая памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.), сравнивая бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), подростки выявляют авторское и выражают своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям, озвучивают мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Принцип со-бытийности (доктор психологических наук В.И Слободчиков) как со-бытия ориентирует учителя на активное применение технологии сотрудничества, сотворчества, привлечение к совместной деятельности родителей. Особенное место в формировании духовно-нравственной основы личности с позиции принципа со-бытийности занимает рефлексия как способность акцентирования деятельности и личностного приращения обучающегося. В этом случае результат рефлексирования выступает как характеристика уровня субъектности личности, степени нравственного и духовного развития.

В рамках этического образования представляют педагогический интерес современные концептуальные модели педагогического процесса: фреймовая, концептная (Н.Л. Мишатина[137]) и прецедентная (Г.А. Иванова[138]).

В педагогике фреймовая технология используется в преподавании гуманитарных (в частности языковых – иностранные языки, русский как иностранный) и естественно-научных дисциплин. В основном это касается способа представления знаний. Фреймовые способы представления знаний «объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации. В рамках наших исследований впервые были разработаны концепция, модель фреймового подхода в обучении, фреймовый инструментарий (совокупность схем, таблиц, текстовых фреймов сценарного типа) в различных областях знаний –  естественных и гуманитарных дисциплинах.Авторы (Р͘.В͘.Гурина и Е͘.Е͘. Соколова) выделяют признаки фрейма, важные для моделирования образовательного процесса: 1. Стереотипность 2. Повторяемость 3. Наличие рамки 4. Визуализация 5. Ключевые слова 6. Ментальность 7. Универсальность 8. Скелетная форма (каркас с пустыми окнами) 9. Ассоциативные связи 10. Фиксация аналогий, обобщений, правил и принципов[139].

В концептном подходе развития речи учащихся (автор - Н.Л. Мишатина) описан метод анализа концепта, который направлен на расширение знаний учащихся не только о слове, но и о мире. Данный вид анализа включает следующие компоненты:

1. установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям);

2. установление внутренней формы слова на основе этимологического и историко-культурного анализа;

3. установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям, общим и специальным);

4. анализ контекстов употребления слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул);

5. собирание ключевых признаков слова-концепта;

6. учёт семантических отношений с другими словами родной культуры;

7. ориентация на оппозитивную структуру этических концептов;

8. экспликация (объяснение) системы оценок.

Цель такого анализа – «создание концептуального портрета слова (слово на уровне текста), включающего в себя словарный портрет (слово на уровне словаря) и контекстуальный портрет слова (слово в контексте словосочетания)». Задача – «овладение языком концепта как единицей культурного значения»[140].

Прецедент – 1. Это поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах[141]. 2. (лат.) Предшествовавший случай, которым хотят оправдать настоящий[142]. 3. (фр. précédent <лат. praecēdens идущий впереди); 1) Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода. 2) юр. Решение суда или какого-н. другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное при решении аналогичных дел в последующем[143].

В коммуникации прецедентная ситуация это 1) «некая эталонная ситуация…, связанная с набором определенных коннотаций, дифференциальные признаки которых входят в когнитивную базу; означающим прецедентной ситуации могут быть прецедентное высказывание или прецедентное имя»[144]; 2) некоторая реальная единичная ситуация, «минимизированный инвариант восприятия которой, включающий представление о самом действии, о его участниках, основные коннотации и оценку, входит в когнитивную базу лингвокультурного сообщества и знаком практически всем социализированным представителям этого сообщества»[145].В прецеденте присутствует интрига, а в публичной оценке прецедента всегда присутствует риск конфликта (внутреннего и внешнего). Примерные этапы прецедент-технологии:

1. Докоммуникативный этап. 1) предъявление прецедента; 2) опознание (источник); 3) попытка интерпретации прецедента;

2. Интерактивно-коммуникативный этап – работа в группах или парах:

1) словарно-понятийная работа (этимология или толкование компонентов прецедента); 2) аналитический комментарий прецедента: а) причина появления, б) социально-культурный и исторический контекст в) поиск аналогов и проч.; 3) онлайн анализ Интернет-дискурса (реакция на прецедент в сети); 4) этико-правовая оценка дискурса;

3. Посткоммуникативный этап 1) рефлексия (ценностно-смысловая оценка прецедента, место в языковой картине мира) 2) письменное рассуждение.

В целом, смыслодеятельностная основа «прецедент-технологии» – 1) использование ситуации (прецедента) как средства актуализации, выявления духовно-нравственного конфликта самоопределяющейся личности учащегося. 2) провоцирование этической рефлексии как способа разрешения внутреннего (духовно-нравственного) конфликта личности, 3) соотнесение собственной позиции обучаемого с социально-культурной традицией и идентификация себя как культурного героя, 4) нравственно-правовая оценка прецедента как показатель социализации и профессионального самоопределения обучаемого, т.е. устойчивости к деструктивным проявлениям[146].

В этическом образовании представляют интерес национально-русский прецедентный текст «духовные скрепы», прецедентное явление «бессмертный полк».

При реализации учебного материала эффективен метод ситуационного анализа (кейс-метод), прецедентная технология, ментальные карты.

В целом, могут быть использованы следующие формы организации образовательного процесса: эвристические беседы; различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские, фестивали.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В частности, игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры[147]. В младшем подростковом возрасте актуальны учебные ролевые игры, характерные черты которых обозначены Э. Берном: 1) наличие проблемы, лежащей в основе игры; 2) наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме; 3) наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия конфликта[148].

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

1) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3) учебный материал используется в качестве её средства;

4)  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

5) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Приведем примеры игровые приемы для учащихся 4-6 классов[149].

1. «Коммуникация» (Артюхова И.С.)[150]Учитель по порядку произносит 10 предложений, описывающих реакцию человека на некоторые ситуации. Каждое из этих предложений учащиеся должны оценить как верное или неверное по отношению к себе и записать порядковый номер предложения. Если оно окажется верным или преимущественно верным, нужно поставить в этом пункте один. Если неверным или преимущественно неверным – ноль.

Список предложений.

1. Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я, пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих или позабавить их.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем есть на самом деле.

5. В компании я часто оказываюсь в центре внимания

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать не только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Подсчитать сумму проставленных чисел. Должно получиться число от нуля до десяти. Этот результат в определенной степени характеризует компетентность человека в области общения. Чем он выше, тем человек лучше умеет общаться.Можно сравнить полученные показатели и определить самого искусного коммуникатора.

2.«Свиток»(Шемшурина А.И.) В классе обсуждается ситуация или этическая проблема. Чтобы каждый мог высказать свое мнение, учитель пускает по рядам лист бумаги. Каждый по очереди записывает свой ответ на поставленный вопрос или свое решение этической проблемы и, заворачивая край с написанным текстом, передает следующему. Когда ответы написаны, учитель прочитывает их вслух, обобщает их вместе с детьми. (Что мешает нам в дружбе? Как подарить другому радость? Советы мальчикам и девочкам и др.)

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный краеведческий материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Педагогически эффективны экскурсии в краеведческие и художественные музеи; к местам этнографических, культурных, исторических и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев; участие в проектной деятельности; различные социальные практики.В последние годы появилась новая отрасль массовой досуговой деятельности, вошедшая и в педагогическую теорию и практику – ивент-технология. Понятие event включает в себя событие, мероприятие, церемонию и шоу. В мире и в России существуют учебные заведения, факультеты, которые предлагают обучающие программы, связанные с ивент (event)[151].C помощью ивент-занятия активизируются все обучающиеся. Специалисты выделяют ряд целей event-технологий в образовательном процессе:

- помочь реализовать личностные запросы в процессе образования;

- способствовать успешному освоению дисциплины;

- научить сотрудничать, взаимодействовать (работать в команде);

- социализация и профессиональное самоопределение личности [2].

Ивент-занятия могут проводиться в виде ролевых игр, тренингов, семинаров, фестивалей, праздников и др. В частности, известная форма « Турнир ораторов » (Щуркова Н.Е.)[152] тоже может рассматриваться как ивент.

Во внеурочную работу могут быть включены квесты(поисковые полевые технологии), экскурсии; заочные путешествия; просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов; ивент-технологии (тематические вечера, праздники, концерты).

В рамках индивидуальной внеклассной работы можно использовать проектные технологии: разработать исследовательский краеведческий («малая родина), искусствоведческий (светочи культуры и деятели искусства родного края), филологический (произведения искусства земляков), исторический (знаковых исторических событиях родного края)проекты.

В целом, методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную; групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся); индивидуальную.

Организация домашней работы предполагаетсамостоятельное чтение; составление опорных планов, ментальных карт; творческие формы работы (читательский дневник, сочинительство и пр.).

Таким образом, большую роль в проведении занятий играют активные и интерактивные поликодовые (вербальные и невербальные) технологии обучения, в том числе цифровые технологии, креативное обучение игровое обучение, проектное обучение, рефлексивные технологии, кейс-технологии, ивент-технологии, коммуникативные технологии, когнитивные технологии. Все перечисленные выше формы и технологии организации урочной и внеурочной деятельности призваны решать задачи духовно-нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: