Сотрудничество с «Современником»

         С 1847 по 1860 г. литературное творчество Тургенева было связано с деятельностью журнала «Современник», издателем и редактором которого, как известно, в этот период был Н.А. Некрасов. Тургенева и Некрасова объединяла страстная любовь к русской природе и охоте, а также интерес к «крестьянской» теме. Однако в 1860 г. из-за полемики вокруг третьего романа писателя («Накануне») Тургенев уходит из журнала. Примирение Тургенева и Некрасова произойдет незадолго до смерти Некрасова, когда Тургенев придет его навестить и фактически попрощаться.  

Жанровое многообразие творчества И.С. Тургенева

1. Тургенев, как и большинство писателей-современников, начинал как поэт (1840-е гг). Самое известное стихотворение Тургенева – «Утро туманное, утро седое…» – давно стало популярным романсом.

2. «Записки» (цикл «Записки охотника», вторая пол. 1840-х гг.) – 25 очерков и рассказов, объединенных общим жанровым определением «Записки» (название придумал соредактор Некрасова И.И. Панаев). В этом жанре Тургенев стал первооткрывателем «крестьянской» темы в русской литературе (вслед за ним о крестьянах начнет писать и Некрасов). Уже первый очерк – «Хорь и Калиныч» – рассказывал о двух типах крестьян: крестьянине-«материалисте», крепком хозяине и практике Хоре и крестьянине-«идеалисте», мечтателе и романтике Калиныче (=две грани русского национального характера). Из школьной программы вы помните очерки «Бежин луг» и «Бирюк». Наиболее показательным для всего творчества писателя стал очерк «Гамлет Щигровского уезда».

3. Драматургия (1840-е-1850-е гг.). Самая известная пьеса – «Месяц в деревне». Входит в репертуары современных театров.

4.   Повести (1840-е-1850-е гг): «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь», «Фауст». Наиболее философски насыщенной является последняя повесть, поднимающая вопрос о мощном влиянии искусства (в частности, литературы – например, гетевского «Фауста») на психику, воображение, мировоззрение и жизнь человека.

5. Романы (1850-е-1870-е гг): «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь».

6. «Стихотворения в прозе» (1878–1882 гг.) – завершающий аккорд всего творчества писателя. Первоначальное название – «Старческие раздумья» (лат. «Senilia»). Это «сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченных необыкновенным стилистическим изяществом». Это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов, своеобразный итог, точка, которую Тургенев ставит в конце своей жизни. Книгу открывало стихотворение «Деревня», а завершал «Русский язык» - лирический гимн, исполненный веры писателя в великое предназначение своей страны: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»   Критик Лев Озеров писал: «В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времен».

Романы И.С. Тургенева

         И.С. Тургенев – создатель русского классического романа (classicus (лат.) – образцовый).

    Вспомним, что до Тургенева (в 1820-е-1840-е гг.) создавались и публиковались неклассические по форме романы:

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – первый русский роман («роман в стихах»), фактически восходящий к поэме.

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - второй роман, по форме – цикл повестей.

3. А.И. Герцен «Кто виноват?» - третий роман, по форме – серия биографий героев.

И.С. Тургенев – автор 6 романов, написанных в 1850-е-1870-е годы.

В литературной критике они получили название «культурно-героические романы» (определение Л.В. Пумпянского). Смысл определения:

1. В них отражена культурная жизнь русского дворянского общества; дворянская усадьба (метафора Тургенева, ставшая названием второго романа, – «дворянское гнездо») – средоточие этой жизни.

2. В романах мы встречаем два типа героев: Гамлет (мыслитель-аналитик) и Дон-Кихот (энтузиаст-мечтатель). Эти герои – концентрат авторской идеи. Тургенев проводит их через: а) проверку делом и б) испытание любовью. По сути, это проверка социальной и нравственной продуктивности человека. Такой способ изображения человека типичен для создания литературного типа «лишнего человека» (все «лишние люди» – от Чацкого до Обломова – проходят испытание и «делом», и «любовью»).

Творческая история романа «Отцы и дети» (1862г.)

- замысел возникает летом 1860г., в августе 1861г. роман окончен;

- в 1862г. выходит отдельным изданием; Тургенев посвящает его В.Г. Белинскому – посвящение имело программный и полемический оттенок;

- выход романа стал общественным событием; на него живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер; самыми известными отзывами являются статьи М. Антоновича «Асмодей нашего времени», Д. Писарева «Базаров», Н. Страхова «“Отцы и дети” И.С. Тургенева». Также о романе писали Ф.М. Достоевский, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: