Динамика образа Базарова

1. Начало романа – самоуверенность героя доминирует. В споре с Павлом Петровичем он явно побеждает. Однако постепенно «живая жизнь» вносит свои коррективы.

2. Автор проводит героя через испытание любовью к Анне Сергеевне Одинцовой и герой «проигрывает», но по сути – выигрывает в глазах и автора, и читателей: образ страдающего Базарова становится по-настоящему драматическим, живым и ярким.

3. Первоначальная самоуверенность героя исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой (дуэль с Павлом Петровичем и их последующее «примирение» – кульминация).

4. В конце романа автор проводит героя через испытание смертью. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично».

«Двойники» Базарова.

Виктор Ситников Авдотья Никитишна Кукшина
- герой повторяет мысли Базарова, называя себя его «старинным знакомым» и «учеником»; - в эпилоге герой «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает “дело” Базарова. (…) Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком… и литератором». -причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т.п. Развязна, вульгарна, глупа. - в эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы».

Таким образом, «двойники» являются пародиями на Базарова, раскрывая слабые стороны его максималистского мировоззрения.

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Для Базарова же нигилизм – осознанно выбранная позиция.

Восприятие критикой образа Базарова. Две точки зрения.

М. Антонович. Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» (греч. асмодей – «дьявол») Д. Писарев. Статьи «Базаров» и «Реалисты»
Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника». Раскрывает историческую значимость образа Базарова. Считал, что на современном этапе России необходимы такие люди, как Базаров: они обладают разумом и волей, критически мыслят, привыкли полагаться только на себя.

Рекомендую посмотреть одну из экранизаций (по Вашему выбору) романа «Отцы и дети» - их три. У каждой есть свои достоинства. Классической считается 4-серийная экранизация 1983 года режиссера В. Никифорова.

 

 

 

   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: