Возникновение, структура и динамика конфликта

Известны две модели описания конфликта – структурная и процессуальная. Первая из них концентрирует внимание на анализеусловий, лежащих в основе конфликта, и на установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение.

Вторая модель, как следует из её названия, делает акцент на процессе протекания конфликта, т.е. на его возникновении, последующих стадиях и фазах, конечном исходе.

Часто используется совмещение этих моделей, позволяющее отразить особенности структуры и динамики конкретного конфликта, оттенить его социально-психологическую специфику.

В структуре конфликта выделяют проблему, которая вызвала противостояние сторон и требует своего решения. Затем отмечаются стороны, непосредственно участвующие в конфликте, ихинтересы и опасения относительно возможных потерь, а также стороны, причастные к конфликту, который в некоторой степени затрагивает их интересы, в частности своими последствиями.

Исходное положение, основу конфликта образует конфликтная ситуация, порождаемая накоплением и обострением противоречий. В структуру конфликтной ситуации входит ряд элементов: непосредственные участники (стороны, оппоненты, субъекты), затем проблема, требующая решения, своеобразное «яблоко раздора», т.е. предмет конфликта, иногда косвенные участники.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема. Этим предметом могут быть ценности и связанные с ними жизненные установки, материальные ресурсы и их распределение, статусное положение личности в организации и т.п. Таким образом, объект конфликта – это конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся конфликтующие стороны. Ею может стать домовладение, земельный участок, автомобиль, производственное здание и другое имущество, а также социальная реальность в виде гарантии занятости, должностной вакансии, размеров оплаты труда – всё, что представляет собой объект личных, групповых и общественных интересов.

Для возникновения и развития конфликта необходимо наличие организации, т.е. объединения лиц, занятых совместной деятельностью и реализующих как общие, так и личностно значимые цели.

Развитие конфликта проходит в обычных условиях три стадии – предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.

Любому конфликту реально предшествует некое стечение обстоятельств, в которых находятся потенциальные стороны противоборства, а также люди как возможные субъекты конфликтного поведения. Так подготавливается предконфликтная стадия. Её начальная фаза - конфликтная ситуация, но это ещё не конфликт, а равновесное состояние, которое может предшествовать противоборству.Чтобы произошло превращение конфликтной ситуациив конфликт, требуетсяповод, какие-то действия, приводящие стороны, вовлечённые в конфликтную ситуацию, в движение.Такие действия означают столкновение, т.е. инцидент – вторую фазу предконфликтной стадии. Предконфликтная стадия характеризуется тем, что участники столкновении пока «не увязли в конфликте, испытывают сомнения в его благополучном для себя исходе, проявляют колебания и нерешительность». На этой стадии есть шанс предотвратить нежелательное развитие событий, направить противоборство в приемлемое русло.

После предконфликтной стадии начинается конфликтная стадия и её первая фаза – выход на позиции прямой конфронтации, стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. После такого усиления конфронтации наступает вторая фаза конфликтной стадии - фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Выбор возможен двоякий: 1)либо искать примирения, снижать уровень напряжённости в отношениях, делать уступки, идти на прекращение конфликта, может быть переводить конфликт снова в скрытую форму, чтобы потом опять вернуться к исходной конфликтной ситуации; 2) либо идти на эскалацию конфликта, его продолжение и доведение его до более высокой степени обострения.

При продолжении конфликта процесс противоборства может дойти до тупиковой ситуации, превратиться в саморазрушающее действие. Это могут осознать сами конфликтующие или те, кто заинтересован в урегулировании конфликта, в результате чего могут быть предприняты меры к завершению конфликта, иногда путём устранения его исходной причины.

Ослабление противостояния есть первая фаза уже послеконфликтной стадии. Напряжённость ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обострённую борьбу, сглаживаются или устраняются. Наступает пора установления новых форм взаимодействия, возможного согласия и сотрудничества бывших оппонентов.

Заключительная фаза послеконфликтной стадии – подведение итогов, оценка результатов.

В воздействии последствий конфликтного противоборства на отдельных лиц, социальные группы, всю организацию проявляются функции и значение конфликта, его целесообразность или, напротив, крайняя нецелесообразность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: