ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
По дисциплине: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
по направлению подготовки: 40.03.01 Юриспруденция
направленность: гражданско-правовая, уголовно-правовая
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Теория государства и права включает:
- перечень компетенций, планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы и этапы их формирования;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования;
- описание шкал оценивания;
- критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), характеризующих этапы формирования компетенций;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения (промежуточной аттестации) по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций и (или) для итогового контроля сформированности компетенции(ий).
|
|
Перечень компетенций, планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы и этапы их формирования
Рабочая программа дисциплины (модуля) определяет перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций | |||||
код | наименование | |||||
ОК–3 | владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией | Способность реализовывать устойчивые навыки использования компьютера как технического средства для получения, хранения, передачи и переработки информации в профессиональной деятельности | ||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В1) оценивать возможность и необходимость качественного и количественного статистического анализа правовой информации; | |||||
(В2) формулировать цели и основные этапы работы с правовой информацией с помощью информационных технологий; | ||||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С1) навыками применения методов получения информации с помощью основных компьютерных программ; | |||||
(С2) навыками работы в правовых информационных системах; навыками сбора и обработки информации, необходимой для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности; | ||||||
(С3) навыками систематизации и анализа информации с помощью компьютерного инструментария; формулирует требования, предъявляемые к информации, ее обобщению и анализу; | ||||||
ОК-4
| способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | На основе знания основных принципов функционирования глобальных компьютерных сетей, способность находить, извлекать и классифицировать и использовать имеющуюся в них информацию, необходимую для профессиональной деятельности юриста | ||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В3) создавать базы данных и использовать ресурсы глобальных информационных сетей; | |||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С1) навыками получения информации, используя глобальные компьютерные сети; | |||||
(С2) навыками использования глобальных компьютерных сетей и применения современных информационных технологий для поиска правовой информации и образцов юридических документов в правовых базах данных и на информационных государственных порталах; | ||||||
ОК-7 | способность к самоорганизации и самообразованию | Рефлексивное отношение к уровню собственной профессиональной подготовки, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, мотивированное совершенствование своего образовательного уровня, соответствующего качествам профессионала юриста, обоснованное упорядочивание и регламентация жизнедеятельности | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) критерии мотивации самоорганизации и самообразования; | |||||
(А2) содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей; | ||||||
(А3) современные подходы к моделированию своего образовательного уровня, соответствующего качествам профессионала-юриста; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В1) определять задачи своего личностного и профессионального роста; | |||||
(В2) применять к себе методы конструирования личности, как профессионала-юриста; | ||||||
(В3) выбирать и эффективно использовать образовательные технологии (в том числе и информационные технологии), методы и средства обучения с целью достижения планируемого уровня личностного и профессионального развития; | ||||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С1) навыками самоанализа и самоконтроля профессиональной деятельности; навыками оценивания сформированности собственных профессиональных качеств; | |||||
(С2) навыками профессионально-творческого саморазвития на основе постоянного обучения и использования информационных технологий; | ||||||
(С3) технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности; | ||||||
ПК-2 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Понимается готовность применять в профессиональной деятельности совокупность знаний, взглядов, идей, выражающих отношение к праву, законности, правосудию, исходя из сформированной системы ценностей, стереотипов правового поведения, правовых традиций | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1 ) сущность и содержание правосознания и правовой культуры; | |||||
(А2) сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов права в рамках профиля профессиональной деятельности; | ||||||
(А4) механизм правового регулирования и его особенности в соответствующих сферах профессиональной деятельности; | ||||||
(А5) методологические основы познания правовых явлений в рамках профессиональной деятельности; | ||||||
ПК-3 | способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
| Способность на основе понимания значимости правопорядка и правомерного поведения обеспечивать соблюдение законодательства всеми субъектами права посредством разработки комплекса мер, направленных на устранение допущенных и предотвращение потенциальных нарушений законодательства | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) сущность и содержание системы законодательства; | |||||
(А3) особенности правосубъектности участников правоотношений; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В1) четко представлять сущность, характер и взаимосвязь правовых явлений, основные проблемы обеспечения соблюдения законодательства субъектами права; | |||||
ПК–5 | способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Способность обоснованно принимать решения в пределах функций уполномоченных органов и должностных лиц на основе норм материального и процессуального права, обеспечивать использование, исполнение и соблюдение правовых предписаний субъектами права | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) методологические основы правоприменительной деятельности, ее характерные черты, место в современной правовой действительности; особенности взаимосвязей основных этапов применения права; природу и содержание актов правоприменительного процесса; | |||||
(А2) законодательство в сфере процессуального и материального права, необходимое для правопримененительной деятельности; | ||||||
(А5) основные функции уполномоченных органов и должностных лиц с целью выявления и фиксирования действий и (или) бездействий, нарушающих права и законные интересы и причиняющих ущерб интересам государства, общества, физическим и юридическим лицам; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В2) анализировать и оценивать факты и противоправные действия (бездействия), нарушающие права и законные интересы граждан и организаций и наносящие ущерб интересам государства, общества, физическим и юридическим лицам; | |||||
(В3) классифицировать неправомерные действия, нарушающие права и законные интересы и наносящие ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц по степени и характеру общественной опасности; | ||||||
ПК–6
| способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Способность профессионально грамотно давать правовую оценку процессам, явлениям и событиям, происходящим в обществе | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) сущность и юридические свойства фактов и жизненных обстоятельств; | |||||
(А2 ) методы квалификации юридических фактов; | ||||||
(А3) основания классификации юридических фактов; | ||||||
(А4) методологию придания фактам статуса юридических в целях их регуляции и упорядочения общественной и государственной жизни; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В1) анализировать и систематизировать юридические факты и обстоятельства и возникающие в связи с ними правовые отношения; | |||||
(В3) анализировать различные юридические документы; | ||||||
ПК–7 | владение навыками подготовки юридических документов | Способность грамотно использовать правила, средства и приемы юридической техники для составления официальных письменных документов, порождающих определенные юридические последствия и исключающих возникновение правового спора по существу изложенного в документе, признание его недействительным или ничтожным | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) стили и формы изложения юридических документов; | |||||
(А2 ) правила построения и оформления юридических документов; | ||||||
(А3) средства и приемы юридической техники; | ||||||
(А4) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В1) выбирать средства и приемы юридической техники для составления конкретного юридического документа; | |||||
(В2) анализировать и определять соответствующие нормы права, подлежащие применению при составлении официальных письменных документов; | ||||||
(В3) анализировать и соотносить способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов; | ||||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С1) правилами построения и оформления юридических документов; | |||||
(С2) навыками применения средств и приемов юридической техники; | ||||||
(С3) навыками составления официальных письменных документов в рамках профиля подготовки; | ||||||
(С4) навыками определения и применения способов и приемов толкования юридических норм и нормативных правовых актов, в том числе при наличии коллизий; | ||||||
ОПК–1 | способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации | Способность воздерживаться от поведения, которое противоречит российскому законодательству, общепризнанным принципам, нормам международного права и международным договорам Российской Федерации | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; | |||||
(А3 ) сущность и содержание системы законодательства Российской Федерации; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В4) анализировать судебную практику и понимает ее значение в интересах соблюдения законодательства Российской Федерации; | |||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С3) методикой оценки качества соблюдения законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации; | |||||
ОПК-4 | способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу | готовность обеспечить открытое и положительное взаимоотношение всех институтов общества, и объединенных едиными целями профессионалов – юристов для достижения социального консенсуса, исключения действий, наносящих ущерб интересам государства, общества, физическим и юридическим лицам. | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) средства, способствующие сохранению и укреплению доверия общества к юридическому сообществу; | |||||
(А2) принципы и функции юридической деятельности в различных сферах правовой действительности, реализация которых позволяет обеспечивать доверие общества к юридическому сообществу; | ||||||
(А3) структуру и механизм обеспечения консенсуса между гражданским обществом и правоохранительной системой государства; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В2) анализировать и оценивать факты и действия, наносящие ущерб интересам государства, общества, физическим и юридическим лиц с целью их предотвращения, а также информирования населения о проделанном; | |||||
(В3) противостоять неправомерным действиям и тем самым укреплять доверие общества к юридическому сообществу; | ||||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С3) навыками обеспечения ожиданий общества от деятельности субъектов правоприменительной системы в соответствующих сферах правовой действительности; | |||||
ОПК-5 | способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Способность «воспроизводить» полученную ранее информацию путем логических рассуждений, излагать свои мысли по известным вопросам и новым проблемам, самостоятельно формулировать выводы, ясно их излагать и аргументировать, в том числе и в письменной форме | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А2 ) общие требования оформления деловой и иной документации; | |||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В1) использовать речевые обороты в различных ситуациях общения; | |||||
(В2) излагать свои мысли в письменном виде; (В3) применять законы логики к построению устной и письменной речи; | ||||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С1 ) навыками устного выступления, изложения своих мыслей по известным вопросам и новым проблемам, самостоятельно формулировать выводы; | |||||
(С2) навыками грамотного оформления необходимой документации; | ||||||
(С3) навыками ведения спора, дискуссии; | ||||||
ОПК-6 | способность повышать уровень своей профессиональной компетентности | Овладение способами и приёмами получения дополнительных знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка | ||||
В области знания и понимания (А) | ||||||
Знать | (А1) потенциальные возможности повышения уровня своей профессиональной компетентности; | |||||
(А2) способы и приёмы развития своего профессионализма; | ||||||
(А3) алгоритм обновления новой информацией для успешного применения ее в правоприменительной практике; | ||||||
(А4) достижения отечественной и зарубежной юридической науки и практики, способствующие обогащению личной профессиональной деятельности; | ||||||
В области интеллектуальных навыков (В) | ||||||
Уметь | (В1) анализировать и определять уровень своей профессиональной компетентности; | |||||
(В2) планировать и прогнозировать совершенствование уровня своей профессиональной компетентности; | ||||||
(В3) соотносить новую информацию и опыт в области правоприменения с реальным, фактическим состоянием с целью повышения своего профессионализма; | ||||||
(В4) генерировать новые идеи и формировать собственный алгоритм воплощения их в области своей профессиональной деятельности; | ||||||
В области практических навыков (С) | ||||||
Владеть | (С3) навыками повышения профессиональной компетентности с использованием различных способов, приёмов, средств и коммуникативных инструментов по тематике реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка в той или иной сфере. | |||||
В рабочей программе дисциплины (модуля) этапы формирования компетенций определены тематическим планом.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
В качестве показателей оценивания компетенций на различных этапах их формирования в институте определены следующие средневзвешенные уровни сформированности компетенций в которых участвует дисциплина:
ü повышенный;
ü базовый;
ü пороговый;
ü недостаточный
Критерии оценивания компетенций (признак, на основании которого, проводится оценка по выбранному показателю):
Таблица 1
Показатель оценивания компетенций | РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ | Критерии оценивания компетенций |
повышенный | Знать | Обучающийся продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; глубокие знания вопросов темы курсовой работы; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучающийся продемонстрировал: понимание программного материала; умение свободно решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы (решения) на все поставленные задания (вопросы), включая дополнительные, а также на вопросы в ходе защиты курсовой работы; умение формулировать выводы по теме курсовой работы; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучающийся продемонстрировал: понимание программного материала; умение свободно решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); успешно защитил индивидуальный или групповой проект или портфолио, курсовую работу, при наличии объективных практических результатов, характеризующих уровень сформированности компетенции(ий); продемонстрировал логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы в ходе защиты задания (проекта, портфолио), курсовой работы, включая дополнительные уточняющие вопросы (задания); продемонстрировал свободное владение содержанием представленной курсовой работы, способность формулировать и аргументировать собственные выводы; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
базовый | Знать | Обучающийся продемонстрировал: твердые и достаточно полные знания программного материала; достаточные знания вопросов темы курсовой работы; правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; достаточное владение литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучающийся продемонстрировал: понимание программного материала; умение решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); логически последовательные, правильные и конкретные ответы (решения) на основные задания (вопросы), включая дополнительные, а также на вопросы в ходе защиты курсовой работы; устранение замечаний по отдельным элементам задания (вопроса); умение формулировать выводы по теме курсовой работы; владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучающийся продемонстрировал: понимание программного материала; умение решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); достаточно успешно защитил индивидуальный или групповой проект или портфолио, курсовую работу, при наличии практического результата, характеризующего уровень сформированности компетенции; продемонстрировал логически последовательные, достаточно полные, правильные ответы в ходе защиты задания (проекта, портфолио), курсовой работы, включая дополнительные; самостоятельно устранил замечания по отдельным элементам задания (вопроса); продемонстрировал достаточно хорошее владение содержанием представленной курсовой работы, способность формулировать собственные достаточно аргументированные выводы; владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой | |
пороговый | Знать | Обучающийся продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; слабые знания вопросов темы курсовой работы; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучающийся продемонстрировал: понимание основного программного материала; умение, без грубых ошибок, решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); правильные, без грубых ошибок, ответы (решения) на основные задания (вопросы), включая дополнительные, а также на вопросы в ходе защиты курсовой работы; устранение, при наводящих вопросах преподавателя, замечаний по отдельным элементам задания (вопроса); умение логично, последовательно и аргументировано отстаивать концептуальное содержание курсовой работы, но при ответах допустил ошибочные утверждения; недостаточное полное владение литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучающийся продемонстрировал: понимание основного программного материала; умение, без грубых ошибок, решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); защитил, с устранением ошибок, индивидуальный или групповой проект или портфолио, курсовую работу, при наличии практического результата, характеризующего уровень сформированности компетенции; без грубых ошибок дал ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и ошибок в решениях в ходе защиты задания (проекта, портфолио) при наводящих вопросах преподавателя; дал неуверенные неполные ответы на поставленные вопросы в ходе защиты курсовой работы; продемонстрировал слабый уровень владения содержанием представленной курсовой работы; недостаточно полное владение литературой, рекомендованной учебной программой | |
недостаточный | Знать | Обучающийся продемонстрировал: неправильные ответы на основные вопросы; грубые ошибки в ответах; непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; некомпетентность в исследуемых вопросах курсовой работы; не владеет основной литературой, рекомендованной учебной программой |
Уметь | Обучающийся продемонстрировал: непонимание основного программного материала; неумение решать практические контрольные задания (ситуационные задачи, краткие формулировки действий (комплекса действий), которые следует выполнить или описание результата, который нужно получить и др.); не дал правильные ответы (решения) на основные задания (вопросы), включая дополнительные, а также на вопросы в ходе защиты курсовой работы; не устранил, при наводящих вопросах преподавателя, замечания и грубые ошибки по заданию (вопросу); не владеет основной учебной литературой, рекомендованной учебной программой | |
Владеть | Обучающийся продемонстрировал: непонимание основного программного материала; неумение, решать комплексные практические задания (решения задач по нестандартным ситуациям (подготовки или экспертизы документов, решения задач анализа и оценки и т.п.); при наличии грубых ошибок дал неправильные ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и ошибок в решениях в ходе защиты задания (проекта, портфолио) при наводящих вопросах преподавателя; не смог защитить индивидуальный или групповой проект или портфолио, курсовую работу; не может аргументировать выводы, не отвечает на вопросы, т.е. не владеет материалом темы курсовой работы; не владеет основной учебной литературой, рекомендованной учебной программой |