Образец билета к зачету с оценкой

Билет 1

1. Предмет теории государства и права.

2. В чем заключается специфика возникновения права?

3. Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:

1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.

2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.

3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.

7.6. Примерный перечень вопросов к экзамену для оценивания результатов обучения в виде знаний

(ОК-7; ПК-2,ПК-3, ПК-5,ПК-6,ПК-7, ОПК-1; ОПК-4; ОПК-5 ОПК-6)

1. Предмет теории государства и права

2. Место и роль теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

3. Функции теории государства и права

4. Методология теории государства и права. Система методов, применяемых при изучении государства и права

5. Первобытное общество: общественная власть, социальные нормы, экономика

6. Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства

7. Функции государства и права в раннеклассовых обществах

8. Понятие и признаки государства

9. Типология государств: формационный и цивилизационный подход

10. Понятие формы государства. Ее элементы

11. Понятие формы правления. Ее виды

12. Монархия как форма правления. Разновидности монархий

13. Президентская и парламентская республика

14. Форма правления современного Российского государства

15. Территориальное государственное устройство: понятие и виды

16. Понятие и виды политического режима

17. Теории происхождения государства и права

18. Понятие и классификация функций государства

19. Понятие государственного аппарата и его структура

20. Государственные органы: понятие и классификация

21. Система органов Российского государства на современном этапе

22.Представительные органы государственной власти (порядок формирования, структура, компетенция)

23. Органы государственной исполнительной власти: структура, функции

24. Органы правосудия в современном Российском государстве

25. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, конституционные основы деятельности

26.Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем

27. Место и роль государства в политической системе общества

28. Государство и партии. Виды партий

29. Государство и церковь: светские и теократические государства

30. Нормативные и ненормативные регуляторы общественных отношений

31. Социальные и технические нормы

32. Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах

33. Понятие и признаки права

34. Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений

35. Основные концепции правопонимания

36. Понятие формы (источника) права. Виды форм права

37. Юридический состав правонарушения

38. Понятие, признаки и принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности

39. Понятие и признаки правового государства.

40. Понятие, признаки и структура нормы права.

41. Норма права и статья нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

42. Классификация норм права.

43. Понятие и субъекты правотворчества. Виды правотворчества.

44. Законотворческий процесс: понятие и стадии.

45. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

46. Систематизация нормативно-правовых актов. Кодификация права.

47. Юридическая техника и язык нормативно-правовых актов.

48. Система и структура права. Публичное и частное право.

49. Предмет и метод правового регулирования.

50. Понятия отрасли, подотрасли и института права.

51. Система права и система законодательства.

52. Функции и принципы права.

53. Правовая система: понятие, структура, функции. Правовая семья.

54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права

55. Правоотношения: понятие, признаки, структура 

56. Понятие и виды субъектов правоотношения. Правоспособность, дееспособность. Правовой статус

57. Понятие и виды юридических фактов. Презумпции и фикции.

58. Реализация права: понятие, формы, методы.

59. Применение права. Понятие и субъекты применения.

60. Толкование правовых норм. Способы и виды толкования.

7.7. Примерный перечень простых практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде умений

(ОК-3; ОК-4; ОК-7; ПК-3, ПК-5,ПК-6, ПК-7, ОПК-1;ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6)

1. Раскройте общие направлениям становления теории государства и права  

2. Каковы причины и закономерности возникновения государства и права?

3. Покажите функции государства и права в раннеклассовых обществах

4. Раскройте теории происхождения государства

5. В чем специфика возникновения права?

6. Раскройте основные признаки правового государства

7. Каковы условия, необходимые для становления правового государства?

8. Охарактеризуйте сущность принципа разделения властей.

9.Дайте характеристику признакам государства.

10.В чем проявляется социальное назначение государства?

11.Дайте характеристику формационному подходу к типологии государств 12.В чем сущность цивилизационного подхода к типологии государств?

13.Дайте характеристику составным элементам формы государства.

14.Каковы признаки монархии и республики?

15.Раскройте особенности различных форм государственного (территориального) устройства.

16.Раскройте сущность демократического политического режима.

17.Дайте характеристику функциям государства.

18.Какова классовая и общесоциальная направленность функций государства?

19.В чем сущность глобальных функций?

20.Что понимается под механизмом государства?

21.Раскройте понятие и классификацию органов государства.

22.Что такое  политическая система общества, и каковы её элементы? 23.Укажите место и роль государства в политической системе  

24.В чем проявляется взаимодействие государства с другими элементами политической системы?

25.В чем сущность регулирования общественных отношений?

26. Дайте характеристику нормативным и ненормативным регуляторам общественных отношений

27. Дайте характеристику техническим и социальным нормам

28.В чем проявляется объективная необходимость и социальное назначение права?

29. Раскройте сущность и признаки права

30.Что понимается под принципами и функциями права?

31.В чем проявляется связь и взаимодействие права и государства?

32.Раскройте основные концепции правопонимания

33.Что такое форма (источник) права?

34. Дайте характеристику правовому обычаю как форме права

35. В чем сущность юридического прецедента?

36. Дайте классификацию нормативно-правовым актам

37.Раскройте понятие и признаки нормы права

38. Дайте характеристику структуре правовой нормы

39.Раскройте классификацию норм права

40. Дайте характеристику способам изложения норм права в статьях нормативно- правовых актов

41.Раскройте понятие и особенности правотворчества

42. Дайте характеристику стадиям законотворческого процесса  

43.Раскройте порядок опубликования и вступления в силу законов и других актов правотворчества

44.Раскройте понятие системы права  

45.Дайте характеристику предмету и методу правового регулирования

46.Что такое публичное и частное право?

47.Как соотносятся система права и система законодательства?

48. Как соотносятся система права и правовая система?

49. Дайте характеристику основным правовым системам современности  

50.Что такое правовая семья?

51.Что такое правовые отношения?  

52.Раскройте виды субъектов правоотношений  

53.Что такое правоспособность и дееспособность?

54.Дайте характеристику субъективному праву и субъективной юридической обязанности как юридическому содержанию правоотношения

55.Раскройте понятие и виды юридических фактов  

56.Что такое презумпции и фикции?

57.Раскройте понятие и формы реализации права

58.В чем заключается специфика применения права как особой формы реализации права?

59.Раскройте понятие и способы толкования права  

60.Что такое пробелы в праве?

7.8. Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к экзамену для оценивания результатов обучения в виде владений

(ОК-3; ОК-4; ОК-7; ПК-7, ОПК-1; ОПК-4; ОПК-5; ОПК-6)

Задание 1.

Определите, какие функции государства проявились в ниже перечисленных событиях:

1. В 945 году князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути он решил вернуться и собрать дань еще раз. Возмущенные древляне убили Игоря. Его жена Ольга жестоко отомстила за его смерть древлянам. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установила ее размер и места сбора.

 

2. Сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику. Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, покорил народы Северного Кавказа.

 

3. В 1719 году Берг-привилегией (указом) было дозволено заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр Первый повышает пошлины на ввозимый из-за рубежа товар, тем самым поощряя отечественных производителей.

Задание 2.

На основе анализа Конституции РФ определите форму государства современной России.

В ст.126 УК РФ указано, что похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет. О какой функции государства идёт речь и какими методами осуществляется эта функция?

Задание 4.

На основе анализа глав 4–8 Конституции РФ представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?

Задание 5.

На основе действующей Конституции РФ дать юридическую характеристику российской модели разделения властей.

Задание 6. Заполните таблицу «Соотношение норм морали, права, корпоративных норм».

Вопросы для сравнения   Право     Нормы морали     Корпоративные нормы  
Способ установления      
Форма закрепления      
Способ защиты      
Сфера действия      

Задание 7.

Найдите в тексте Конституции РФ нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции. Дайте пояснения.

Задание 8.

Определите структурные части правовых норм.

1. Ст. 161 УК РФ: «Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

2. Ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Задание 9.

Определите структурные части правовых норм закрепленных в статьях Гражданского кодекса РФ 149, 151, 152, укажите их виды.

В ч.1 ст.89 УК РФ сказано: «При назначении наказания несовершеннолетнему, кроме обстоятельств, предусмотренных статей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц».

Определите способ изложения правовой нормы в статье. Дайте пояснения.

Задание 11.

В ч.1 ст.671 ГК РФ сказано: «По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем».

Определите вид диспозиции данной правовой нормы.

Задание 12.

Заполните таблицу «Предмет и метод отраслей российского права».

Название отрасли права Предмет правового регулирования Метод правового регулирования
Конституционное право    
Финансовое право    
Гражданское право    
Семейное право    
Трудовое право    
Административное право    
Уголовное право    
Гражданско-процессуальное право    
Уголовно-процессуальное право    

Задание 13.

Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ. Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным правом.

Задание 14.

Определите форму реализации права.

1. Молодой человек призывного возраста, не имеющий права на отсрочку, служит в армии.

___________________________________________________________

2. Девушка переходит улицу на красный свет светофора.

_______________________________________________________________

3. Граждане являются в суд по повестке в качестве свидетелей.

_______________________________________________________________

4. Суд выносит оправдательный приговор.

_______________________________________________________________

5. Студенты получают знания в колледже «Александровский лицей».

_______________________________________________________________

Задание 15.

Дайте грамматическое толкование п.2 ст.612 ГК РФ: «Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду».

Задание 16.

Определите вид юридических фактов.

1. В результате возгорания, произошедшего от удара молнии, сгорел дом гражданина Сергеева. Дом был застрахован. Возникло правоотношение между собственником и страховой компанией.

 

2. Граждане Максимов и Улиткин заключили между собой договор аренды, по которому Максимов обязался передать в аренду Улиткину однокомнатную квартиру в городе Санкт-Петербурге за определенную арендную плату.

Задание 17.

Новиков П. В. заключил в Жогиным Л. В. договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому последний обязывался содержать и ухаживать за Новиковым П. В., за что после его смерти Жогину Л. В. переходили в собственность приватизированная квартира и имущество Новикова П. В.

Изучите ст.583 ГК РФ и назовите вид правоотношения, возникшее между сторонами. Укажите его структуру, выделите особенности, характеризующие каждый элемент.

Задание 18.

В статье 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Определите, какой способ правового регулирования использован при установлении этих свобод? Ответ аргументируйте.

В ч.2 ст.34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Определите способ правового регулирования экономических отношений. Ответ аргументируйте.

Задание 20.

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдёт, так как он опытный водитель. Однако с управлением справиться он не смог, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, он уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

Определите элементы состава преступления, квалифицирующие его признаки.

Задание 21.

Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок. Они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались.

Определите, будет ли такое поведение проступком или преступлением. Укажите, каким законодательством рассматривается противоправное поведение такого рода.

Задание 22.

Римские юристы утверждали: «Действие не делает невиновными, если не виновен разум». О каком признаке правонарушения идет речь в этом высказывании? Раскройте этот признак.

Задание 23.

Находясь в нетрезвом состоянии гр. Синюков управлял автотранспортным средством. Навстречу выбежала на проезжую часть собака. Желая уйти от столкновения с животным, Синюков вырулил резко влево, и ударив машиной рекламный стенд, свалил его. Владелец стенда потребовал возмещения вреда.

Каким Вам видится правовой исход этого дела?

Задание 24.

В одном из вузов на юридическом факультете был открыт отдел кодификации. Здесь вели картотеку действующего законодательства, отмечали изменения и дополнения в нем. С помощью аппарата множительной техники формировали и тиражировали сборники законов по определенной тематике.

Какая форма систематизации законодательства осуществляется в данном случае?

Задание 25.

 Какие юридические факты (определите их виды) послужили основанием для возникновения правоотношений:

- между потерпевшим от административного правонарушения и другими участниками правоотношений;

- между гражданином и финансовыми органами по поводу подачи декларации о доходах.

Задание 26.

Охарактеризуйте понятие «система законодательства» на примере ст.ст. 1.1-1.3. КОАП РФ и ст.ст. 3,7 ГК РФ.

Задание 27.

Используя ст. 85 и ст. 111 Конституции РФ определите методы правового регулирования. Дайте пояснения.

Задание 28.

Осуществите логическое и специально-юридическое толкование ст.ст. 17, 18 и ч. 1 ст. 21 ГК РФ. Дайте пояснения.

Задание 29.

На основе анализа статей 1.4-1.7 КОАП РФ и статей 3-7 УК РФ определите в отраслевые принципы права. Дайте пояснения.

Задание 30.

Осуществите логическое и специально-юридическое толкование п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Дайте пояснения.

Задание 31.

Проведите сравнительный анализ ст. 90 (п. 3) и ст. 115 (п. 1) Конституции РФ. Дайте пояснения.

Задание 32.

Осуществите логическое и специально-юридическое толкование ст. 120 Конституции РФ. Дайте пояснения.

Задание 33.

На примере ст. 24.1-24.3 КОАП РФ раскройте содержание принципов правового института (отрасли права). Дайте пояснения.

Задание 34.

На примере ст. 24.5 КОАП РФ раскройте обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Дайте пояснения.

Задание 35.

Определите вид юридического факта на основании ст. 29 ГК РФ. Дайте пояснения.

Задание 36.

Используя ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ найдите:

а) норму с альтернативной санкцией;

б) диспозитивную норму;

в) норму со сложной диспозицией;

г) норму, при изложении которой использован абстрактный способ.

Обоснуйте свой выбор.

Задание 37.

На основании толкования положений главы 9 Конституции Российской Федерации ответьте на вопрос: можно ли внести изменения в преамбулу Конституции РФ? Обоснуйте ответ.

Задание 38.

Используя текст Конституции Российской Федерации, докажите или опровергнете утверждение о том, что Россия – это правовое государство.

Задание 39.

Используя текст Конституции Российской Федерации, определите к какому из исторических типов государства, выделяемых при формационном подходе, можно отнести современное Российское государство. Обоснуйте ответ.

Задание 40.

Используя текст Конституции Российской Федерации, определите разновидность политического режима современной России, правовая основа которого заложена в основном законе государства. Аргументируйте ответ.

Задание 41.

Дайте определение предмета ТГП и раскройте фундаментальный статус этой науки в системе юридических наук. Порассуждайте на тему «Юриспруденция наука практическая, но нет ничего практичнее хорошей теории».

Задание 42.

Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?

Задание 43.

Чем объясняется в прошлом господство теологического подхода к трактовке происхождения государства? Какую важную идеологическую функцию играла эта концепция? Правомерно ли однозначно критиковать теологическую теорию государства за то, что она основана на вере и не носит научного характера?

Задние 44.

Соотнесите категории «субъект права» и «субъект правоотношения»?

Задание 45.

Сравните «восточный» и «западный» пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.

Задание 46.

Проведите сравнительный анализ терминов «классификация» и «типология» государства. Дайте свое определение выше указанным категориям. Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии.

Задание 47.

На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата. Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?

Задание 48.

Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:

Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».

Карл Маркс: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».

Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что «право заключает в себе общую волю».

Задание 49.

Определите к каким видам правовых норм относятся нормы ГК РФ: граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ч. 1 ст. 9); в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 13); местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).

Задание 50.

Охарактеризуйте действие Конституции РФ во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Задание 51.

Охарактеризуйте правосубъектность гражданина РФ, обладающего активным и пассивным избирательным правом.  

Задание 52.

Проведите разграничение правонарушения и объективно противоправные деяния.

Задание 53.

Покажите взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии в следующей ситуации: «Гражданин Российской Федерации обратился в суд за защитой нарушенного права потребителя в соответствии Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Сравните правовое воздействие и правовое регулирование. Составьте таблицу. Начертите схему взаимодействия.

Задание 55.

Покажите реализацию принципов юридической ответственности руководствуясь следующими статьями Конституции РФ (ст. 55, ч. 1 ст. 50, ч. 11 ст. 50, ст. 49).

Задание 56.

Соотнесите категории «законность» и «правопорядок», начертите схему их соотношения. Целесообразно ли выделять такие виды гарантий законности как «общие условия» и «специальные юридические средства»? Покажите на примерах реализацию юридических гарантий законности.

Задание 57.

Выразите и аргументируйте свою позицию по следующему проблемному вопросу: «Следует ли «отделить» теорию государства от теории права и «передать» теорию государства в состав политической науки (политологии)»?

Задание 58.

Посол Российской Федерации в государстве Республика Беларусь, управляя собственным автомобилем, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства. Будет ли посол Российской Федерации привлечен к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь?

Задние 59.

Рассмотрите три позиции на соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства: «аппарат и механизм государства - идентичные понятия»; «аппарат – составная часть механизма государства»; «аппарат государства формирует для реализации своих функций механизм государства». Соотнесите понятия «орган государства» и «орган государственной власти».

Задание 60.

Раскройте содержание народного суверенитета, используя Конституцию РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: