Конкурентоспособность товара. Показатели, используются для оценки конкурентоспособности

Товар в маркетинге рассматривается в технологическом, экономическом и психологическом смысле.

В технологическом смысле под продуктом понимается объект, обладающий разнообразными физическими, химическими и прочими техническими свойствами и описываемый параметрами, отражающими уровень этих свойств.

В экономическом смысле продукт является материальным или нематериальным объектом, обладающим определенным потенциалом полезности и удовлетворяющий потребности потребителей.

Продукт, существующий в представлении потребителя, в его индивидуальном воображении определяется как имидж продукта.

Вышеперечисленные три стороны продукта, рассмотренные в комплексе, определяют конкурентоспособность товара.

Под конкурентоспособностью товара в маркетинге понимается все то, что обеспечивает ему преимущества на рынке, содействует его успешному сбыту в условиях конкуренции.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью следующих технико-экономических параметров:

- цена потребления товара, равная сумме приобретения (продажи) товара и эксплуатационных затрат у потребителя за срок службы товара;

- класс продукции, в рамках которой определяется конкурентоспособность;

- технические параметры, характеризующие назначение, конструктивно-технологические особенности, надежность, долговечность, ремонтопригодность изделия;

- нормативные параметры, показывающие соответствие товара стандартам и нормам;

- эргономические параметры, отражающие удобство и простоту в эксплуатации;

- эстетические параметры (уровень дизайна, соответствие требованиям моды и т.д.);

- организационные параметры (сервисное обслуживание, гарантии, условия финансирования покупки, транспортабельность и др.).

Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качества продуктов рыночных лидеров.

Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно. Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.д.)

В ряде случаев используется интегральный показатель конкурентоспособности продукта, который может быть рассчитан по следующему алгоритму:

1. Определяются единичные показатели, которые отражают отношение уровня какого-либо технического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента или эталона:

 

Qi = Pi / Pio или Qi = Pi / Pio * 100 %,

 

где Qi - показатель конкурентоспособности по і-му параметру, %; (5.1)

Рі - величина і-го параметра продукта;

Ріо - величина і-го параметра для продукта-эталона.

2. По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности ( или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле Групповой показатель объединяет единичные показатели с учетом весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

Gтп = ³ 1,                                        (5.2)   

где Gтп – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

аi – весовой коэффициент i-го технического параметра;

n – число технических параметров, подлежащих рассмотрению.

Сумма аi должна равняться 1.

3. По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

4. На базе групповых показателей конкурентоспособности определяют интегральный показатель (J) конкурентоспособности

J = ,                                                 (5.3)

Чем больше J приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный продукт соответствует эталонному образцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: