double arrow

Возможности представляемые компьютерным обучением

Реализация возможностей средств новых информационных технологий обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового (по педагогическим возможностям) учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, которое обеспечивает:

§ управление с помощью компьютера объектами реальной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы);

§ моделирование процессов и явлений, которые не могут демонстрированы в учебных условиях;

§ организация экспериментальной и лабораторной деятельности в рамках учебного предмета;

§ сбор, обработку и передачу информации о реально протекающем процессе;

§ автоматизацию процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся;

§ визуализацию в виде графиков, диаграмм (динамических, статических иллюстраций) изучаемых закономерностей;

§ графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).

Возможности предоставляемые для развития личности:

§ развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;

§ развитие мотивационной сферы: формирование потребностей — в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности, воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;

§ развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;

§ развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;

§ формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся — разъяснение им смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания — создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

Высокая эффективность компьютерного обучения достигается за счёт:

§ формирования навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся;

§ интенсификации процесса обучения;

§ комплексного использования различных средств новых информационных технологий;

§ разнообразия форм учебной деятельности, способов реализации поставленных задач, скорости исполнения.

Под технологией понимается способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под руководством человека. (Смирнов С.А.)

Компьютерное обучение во многом представляет собой самостоятельный участок в структуре учебного процесса. В ходе данного вида обучения у учащихся формируются строго определенные (далеко не все) интеллектуальные операции, относящиеся к категории обязательных в соответствии с требованиями содержания обучения. (Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. Высш. И сред. Уч. Заведений / под. Ред. С.А.Смирнова. -6-е изд.,переаб. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 152с.)

Селевко Г.К. выделяет три варианта компьютерного обучения:

1. как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).

2. как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

3. как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.)

Цели применения компьютерного обучения:

§ оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;

§ по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;

§ по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;

§ по степенимеханизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

Грицык В. А. выделяет следующие основные компоненты учебной деятельности при организации компьютерного обучения:

  1. учебная задача;
  2. система учебных действий;
  3. моделирование содержания объектов усвоения;
  4. преобразование модели;
  5. действия самооценки и контроля.

Модель компьютерного занятия как дидактическая система включает:

§ номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности;

§ характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия;

§ характеристику дидактической структуры занятия;

§ мотивационное его обеспечение;

§ указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ним сочетание методов обучения.

Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда выше названных факторов и от того, на сколько реализован замысел, представленный в его модели.

Содержание необходимых условий составляющих процесс обучения включает:

§ учителей;

§ учащихся, причем процесс модифицируется в зависимости от усвоения ими знаний, их способностей;

§ содержание обучения;

§ воспитательно-дидактическую среду, т.е. условия размещения, материальную обеспеченность школы, в том числе наличие современных новых информационных технологий.

Компьютерное обучение, как и обучение в целом, использует те же методы и формы, но их содержательное наполнение имеет свою специфику. Методы компьютерного обучения рассматриваются с позиций деятельностного подхода в связи с этим правомерно опираться на классификацию М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, где деление методов происходит по принципу зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающегося в виду этого характера познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: