Отрасли педагогических знаний. Связь педагогики с другими науками

Уровень развития науки определяется степенью дифференцированности ее исследований и по многообразию связей ее с другими науками, благодаря чему возникают новые, междисциплинарные научные отрасли.

В систему педагогических наук входят:

I. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, разрабатывающая основы УВП в воспитательных учреждениях всех типов. В нее включают:

· общие основы педагогики;

· теорию обучения (дидактику);

· теорию воспитания;

· управление образовательными системами.

II. Возрастная педагогика – изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на фор­мирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика –наука о закономерностях развития, формиро­вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым отраслям науки о воспитании.

Педагогика высшей школы. Ее предмет – закономерности учебно-воспи­тательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых и андрогогика изучает особенности работы со взрос­лыми и пожилыми людьми.

III.Отраслевая педагогика:

· педагогика семьи;

· педагогика общественных организаций и объединений;

· педагогика общения;

· производственная педагогика (педагогика профессионально-технического образования) – изучает закономерности подготовки специалистов высокой квалификации;

· пенитенциарная (исправительно-трудовая) педагогика – изучает закономерности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

· профессиональная (военная, инженерная, спортивная, театральная, музейная и др.) педагогика.

IV. Специальная (коррекционная) педагогика (дефектология) – занимается проблемами обучения и воспитания детей, которые имеют отклонения в физическом и умственном развитии. Выделяют следующие ее направления:

· тифлопедагогика (изучает закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей);

· сурдопедагогика (изучает закономерности обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей);

· логопедия (изучает закономерности обучения и воспитания детей с нарушениями речи);

· олигофренопедагогика (изучает закономерности обучения и воспитания детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии).

V. Частные методики (методики преподавания учебных дисциплин) – содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, истории, химии и др.).

VI. Сравнительная (компаративная) педагогика – исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

VII. История педагогики – изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи в различных регионах Земли.

VIII. Этнопедагогика – анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

IX. Информационная педагогика – занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием.

X. Лечебная педагогика – разрабатывает основы профессиональной деятельности педагогов со школьниками, имеющими ослабленное здоровье и различные заболевания.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика, являясь самостоятельной, достаточно развитой наукой, имея свою четко ограниченную область исследования, не может существовать обособленно от других наук. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с науками, изучающими человека.

Человека как члена общества изучают общественные науки, как про­дукта биологической эволюции – биологические науки, а как мыслящее существо с его психическим внутренним миром – психологические науки.

Смежные с педагогикой науки можно условно разделить на 5 групп.

I. Базовые: анатомия, физиология, гигиена, психология и социология.

II. Естественные: космология, астрономия, физика, химия, биология, экология, география. Они представляют научную основу для обучения и воспитания.

III. Математические и технические науки: математическая статистика, информатика, кибернетика, эргономика.

IV. Гуманитарные науки: философия, этика, эстетика, гносеология, аксиология, логика, филология, языкознание, лингвистика, литература, история, экономика, право, религиоведение и т. д. Они позволяют познать духовный мир человека.

V. Науки об искусстве – искусствоведение и его разделы – литературоведение, музыковедение, театроведение и др.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: