Утилизация автомобилей
План лекции
1. Зарубежный опыт утилизации автомобилей;
2. Нормативно-правовая база утилизации в России;
3. Основные этапы утилизации автомобилей.
Зарубежный опыт утилизации автомобилей
За прошедшее столетие после начала массового производства ав-томобилей стала ясна цена, которую приходится платить обществу за удобства, предоставляемые колесным транспортом. Раньше других это поняли страны с высоким уровнем производства и потребления автотранспортных средств - США, Япония, Германия, другие страны Европейского сообщества.
Особенно отчетливо это проявилось в конце прошлого века, когда резко увеличились темпы автомобилизации многих стран и ускорилось обновление модельных рядов автомобилей. Это привело к общему увеличению численности автомобилей и сокращению периода их эксплуатации и, как следствие, резко увеличило нагрузку на окружающую среду и в части токсичных выбросов, образующихся при эксплуатации автомобиля, и в части избыточного потребления материальныхи энергетических ресурсов.
|
|
Такая ситуация потребовала от общества разработки жестких тре-бований к производителям и потребителям автотехники, позволяющих ограничить ее пагубное воздействие на окружающую среду. Разработанные нормы касаются всех стадий жизненного цикла автомобиля: от его проектирования до завершения эксплуатации.
Целями утилизации является:
• уменьшение загрязнения окружающей среды (почвы, воды, ат-мосферного воздуха) продуктами деградации автомобилей;
• сокращение потребления материальных и энергетических ре-сурсов;
• уменьшение затрат на производство материалов за счет исполь-зования вторичных материальных ресурсов;
• сокращение нагрузки на окружающую среду за счет уменьшения добычи природных ресурсов.
Документы, регламентирующие утилизацию автомобилей в ЕС:
Все регламентирующие документы можно подразделить на две групппы: 1 – требования к странам, входящим в ЕС, 2 – требования к конкретным производителям автомобилей и автокомпонентов.
К первой группе можно отнести следующие документы:
• директива 2000/53/ЕС «Транспортные средства, вышедшие из эксплуатации», вступившая в действие в июле 2007 г.
Она определяет требования по уменьшению образования отходов при выведении автомобиля из эксплуатации и устанавливает ответственность производителей автотранспортной техники за ее утилизацию.
Директива 2000/53/ЕС предписывает всем странам, входящим в содружество, до 2006 г. обеспечить утилизацию автомобилей, включая сжигание с получением энергии, на 85 %, а рециклирование, т. е. возврат в производственный цикл в виде вторичных материальных ресурсов, на 80 % их массы. К 2015 г. все страны должны добиться утилизации автомобилей на 95 %, а рециклирования на 85 %.
|
|
Ко второй группе относятся следующие документы:
• директива 2005/64/ЕС «Об одобрении типа автотранспортных средств в части пригодности к утилизации, рециклированию материалов и повторному использованию узлов и деталей»;
Директива 2005/64/ЕС требует от автопроизводителей с 15 декабря 2008 г. для одобрения транспортных средств в части их утилизации предоставлять следующие документы:
• перечень всех использованных в составе автомобиля материалов;
• расчет согласно предписаниям стандарта ИСО 22628 возможных объемов повторного использования и утилизации материалов, подтверждающий выполнение установленных норм по этим показателям;
• подтверждение выполнения ранее принятых норм по исключнию использования токсичных тяжелых металлов;
• подтверждение выполнения ранее принятого решения о маркировке изделий из полимерных материалов;
• технологию проведения утилизации автомобилей;
• доказательства контроля за использованием вторичных матери-альных ресурсов поставщиками автокомпонентов и применяемых материалов.
Автомобили, не соответсвующие требованиям директивных документов ЕС, не могут продаваться в странах содружества. Контроль за выполнением директив осуществляет Европейская комиссия по охране окрудающей среды.
Предприятие, ответственное за разработку новой продукции, обязано разработать и технологию утилизации по окончании ее использования, включая и создание для этих целей специализированных производственных мощностей.
Технология утилизации закладывается в конструкцию автомобиля при его разработке. При проектировании автомобиля учитывается пригодность используемых материалов к рециклингу, отдается предпочтение легкоразъемным соединениям, облегчающим разработку утилизируемого автомобиля, используются маркировка и кодирование узлов и агрегатов, обеспечивающие их идентификацию и последующее использование.
Так при выборе конструкции соединения деталь автомобиля устанавливается следующая приоритетность:
1. Быстроразъемные соединения с использованием защелок, зажимов, клипс и др.;
2. Резьбовые соединения, винты, болты, шпильки, доступные дляэлектро- и пневмоинструмента;
3. Легкоразъемные клеевые соединения;
4. Неразъемные соединения (сварка, пайка, прессовая и горячая посадка и др.). Используется только там, где это требуется для обеспечение конструктивной прочности автомобиля.
При выборе пластмасс предпочтение отдается термопластичным, легко поддающимися повторной переработке материалам: полипропилену, полиэтилену, полистиролу и т.п.
2. Нормативно-правовая база утилизации в России;
В России обращение с отходами производства и потребления, в том числе такими сложными, как выведенные из эксплуатации автотранспортные средства, регулируются следующими федеральными законами:
«Об отходах производства и потребления» (от 24.06.1998 г. №89-ФЗ, ред. от 18.12.2006 г.);
«Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. №7-ФЗ);
«О санитарно-гигиеническом благополучии населения» (от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, ред. от 31.12.2005 г.);
Эти законы направлены, прежде всего, на снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления и практически не регулируют обращение с ними как с источниками вторичных материальных ресурсов.
В соответствии с Законом РФ “Об отходах производства и потребления” обязанность оплачивать затраты на переработку и уничтожение отходов возложена на собственника отходов. Законами Российской Федерации “Об охране окружающей среды” и “Об отходах производства и потребления” установлены санкции за нарушение правил обращения с отходами вплоть до штрафа в размере до 500000 рублей.
|
|
Выведенный из эксплуатации автотранспорт относится к отходам потребления, на обращение с которыми распространяется действие межгосударственного стандарта ГОСТ 30773-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения», введенного в действие с 1 июля 2002 г.
Стандарт предусматривает следующие способы обращения с утилизируемыми отходами:
1. Использование объекта без доработки по прямому назначению повторно, но в другой сфере применения;
2. Использование объекта с доработкой по прямому назначению;
3. Демонтаж и использование составных частей утилизируемого объекта в исходном виде;
4. Демонтаж и использование составных частей утилизируемого объекта в доработанном виде;
5. Переработку утилизируемого отхода с целью получения вторичных материальных и энергетических ресурсов.
Стандартом предусмотрено, что при невозможности реализации ни одного из вышеперечисленных способов обращения с отходами они подлежат захоронению.
В соответствии с вышеуказанными законами организация переработки и утилизации отходов эксплуатации автотранспортных средств возложена на субъекты Федерации.
Определение объема образования перечисленных отходов является первоочередной задачей региональных властей, без решения которой проблема сбора и переработки отходов автотранспортного комплекса решена быть не может.
Объемы образования автотранспортных средств, пришедших в негодность можно ориентировочно рассчитать исходя из среднего амортизационного срока службы автомобиля — 15 лет. Следовательно, ежегодно необходимо утилизировать примерно 1/15 часть автомобилей, стоящих на учете. Согласно зарубежному опыту для сформировавшихся автомобильных парков объемы ежегодного вывода из эксплуатации составляют для легковых автомобилей 6—7%, а для грузовых средней и большой грузоподъемности 7—10%.
Ориентировочные объемы образования отходов автотранспортного комплекса в Москве и примерные цены переработки или уничтожения этих отходов в Московском регионе представлены в таблице 1.
|
|
Таблица 1 - Ориентировочные объемы образования отходов автотранспортного комплекса и затраты на их сбор, транспортировку и переработку или уничтожение отходов в Москве
Вид отхода | Цена утилизации 1 т, руб. | Объем образования, тыс. т/год |
Отработанные аккумуляторы | -1225 | 35 |
Изношенные шины | +1470 | 55 |
Отработанные масла и нефтепродукты | +2 | 40 |
Автотранспортные средства, пришедшие в негодность | +245 | 100 |
Промасляная ветошь, почва и песок, загрязненные нефтепродуктами, отработанные фильтры и фильтроэлементы | +3500 | 10—20 |
Приведенные цены показывают, что только сбор и переработка отработанных аккумуляторов является не только самоокупаемой, но и прибыльной, т.е. переработчики готовы платить по 1225 рублей за тонну принимаемых аккумуляторов. Переработка и утилизация остальных отходов убыточна и, либо должна дотироваться, либо услуги по приему на переработку и уничтожение должны быть платными.
Утилизационный сбор
Утилизационный сбор — платёж за утилизацию товара.
В соответсвие с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ с 1 сентября 2012 года за любой автомобиль, который будет ввозиться в Россию или будет произведен внутри страны, должен быть уплачен утилизационный сбор.
Опубликованы конкретные ставки сбора. Так, в стоимость легковых автомобилей на утилизацию должно быть заложено 20 тыс. рублей, грузовиков и автобусов — по 150 тыс. рублей. Естественно, предусмотрены и повышающие коэффициенты — они зависят и от возраста автомобиля, и от объема двигателя.