double arrow

Отношения со странами СНГ.

1

Материал к темам «Отношения со странами СНГ» и «Развитие культуры в 90-е гг. – начале ХХI в».

Отношения со странами СНГ.

Развал СССР, ставший совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств. Мы имеем ввиду Союз Независимых государств (СНГ). В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.

Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами СНГ.

Итак, СНГ был создан 8 декабря 1991 года путем подписания главами РСФСР, БССР, УССР, «Соглашения о содружестве Независимых государств» (Беловежское соглашение). Этот же документ, фактически прекращал существование СССР.

В течении декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.

В целом, отношения России и государств бывшего СССР были весьма непростыми. В первые годы они «омрачались» разделом собственности и военного потенциала бывшего Советского Союза.

Не последнюю роль в формировании отношений России со своими партнерами по СНГ играли также многочисленные этно-конфессиональные конфликты в ряде республик. Россия, в большинстве случаев старалась поддерживать своих «соотечественников» и в ряде случаев вводила свои войска на территории новых независимых государств (наиболее показательные примеры – Абхазия, Приднестровье). Это, в ряде случаев рассматривалось главами независимых государств как продолжение некой «имперской» политики России, ее стремлением восстановить границы бывшего Советского Союза и так далее.




Однако не эти соображения, в целом, стали определяющими в новых взаимоотношениях. Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. В качестве положительных примеров такой интеграции можно привести соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, а также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже – в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе.

Непростыми, долгое время оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако в последние месяцы эти отношения также приобрели позитивную динамику.



Отдельно остановимся на взаимоотношениях России с закавказскими республиками. С Азербайджаном эти отношения, в целом, были ровные, с Арменией – союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть де-факто оказавшиеся вне ее юрисдикции территории Южной Осетии и Абхазии привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий дипломатические отношения между Россией и Грузией оказались прерваны, и Грузия вышла из состава СНГ.

В целом, можно отметить, что отношения России с государствами-членами СНГ складывались непросто и оказались подвержены целому комплексу политических, культурологических и экономических факторов. В то же время отметим положительную динамику отношений России с ее крупнейшими соседями – Белоруссией, Украиной, Казахстаном.

 

Россия и Белоруссия являются тесными партнёрами в экономической, политической и военных сферах. Россия и другие постсоветские государства представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья; по мнению экспертов, значительный экономический рост Белоруссии в 2004—2006 годах во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.

Россия и Белоруссия являются членами-соучредителями Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза, а также осуществляют военное сотрудничество в рамках ОДКБ (на территории Белоруссии расположены два российских военных объекта). Несмотря на тесную интеграцию, в отношениях между странами периодически возникают осложнения.



Белоруссия имеет посольство в Москве с филиалами в Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Смоленске, Уфе и Хабаровске, а также почётные консульства в Краснодаре, Мурманске и Тюмени. Россия имеет посольство в Минске и генконсульство в Бресте.

 

Отношения России и Украины имеют огромное значение для обеих стран. Украина связана с Россией множеством экономических, гуманитарных, культурных и просто личных человеческих связей. Исторически основная часть Украины гораздо дольше находилась в составе единого государства с Россией, чем в составе разных государств, а Киев — нынешняя украинская столица — на протяжении нескольких веков являлся столицей и религиозным центром Древней Руси.

Тем не менее, после обретения Украиной независимости эта братская страна стала крупным источником проблем для внешней политики России. В 1990-е годы между РФ и Украиной велись споры о разделе Черноморского флота, о судьбе Крыма и Севастополя, об оставшемся на украинской территории ядерном оружии. В 2000-е годы усилились экономические конфликты в сфере транзита газа. В 2013 году начался так называемый Украинский кризис, в ходе которого Крым и Севастополь вернулись в состав России, а на востоке Украины были провозглашены независимые Донецкая и Луганская Народные Республики, что привело к гражданской войне.

 

Отношения России с Арменией, Грузией и Азербайджаном— имеют глубокие исторические корни. Россия всегда выступала в роли защитника этих стран и народов, а кто-то, напротив, обвиняет Российскую империю (а затем и Советский Союз) чуть ли не в территориальной экспансии по отношению к упомянутым государствам и населяющим их этносам.

Армения является в настоящее время главным партнёром РФ в Закавказье; Отношения между нашими народами братские, а между государствами — союзнические. Россия высоко ценит тот факт, что Армения, в отличие от Грузии и Азербайджана, является её единственным стратегическим союзником на Южном Кавказе и не делает никаких реальных шагов по интеграции с ЕС и НАТО. Президент Серж Саргсян. Для экономики Армении большое значение по-прежнему имеют российский газ и российские кредиты. Да и раскрытый над Арменией российский «силовой зонтикочень важен для страны, граничащей с не очень дружелюбными соседями.
Проблемы, существующие в отношениях между Россией и Азербайджаном, достаточно явно продемонстрировала недавняя ситуация с радиолокационной станцией. Россия отказалась от РЛС в связи с непомерными требованиями Азербайджана увеличить арендную плату. или арендодателям были очень нужны деньги, либо они не очень хотели продлевать сроки военного присутствия РФ на своей территории.

Не секрет, что по экономическим и военно-политическим вопросам внешняя политика Азербайджана давно уже «имеет крен» в сторону США, ЕС, Турции и Израиля. Дело в том, что экономика Азербайджана, обладающего солидными нефтегазовыми ресурсами, является одной из самых развитых в регионе. Это обстоятельство позволяет политическим и экономическим элитам этой страны минимизировать зависимость от своих западных партнёров. Относительная самостоятельность Азербайджана вызывает перманентное недовольство и раздражение у Запада. Но Азербайджан настолько важен для США и их союзников, что никакой реальной угрозы для их партнёрства они, разумеется, не допустят.
Грузия взяла курс на «полную американизацию» сразу после прихода к власти М. Саакашвили. Хотя Грузия, в отличие от Азербайджана, не располагает значительными запасами нефти и газа, но она занимает стратегическое положение в Закавказье. Для США это ворота в Каспийский регион, в Среднюю Азию и на Дальний Восток.

Один из важных моментов грузино-американского сотрудничества (помимо переговоров о вступлении Грузии в НАТО) — это строительство через её территорию нефтепровода «Баку (Азербайджан) — Тбилиси (Грузия) — Джейхан (Турция)». Грузия получает американской помощи в расчёте на душу населения больше, чем любая другая страна в мире, кроме Израиля.

Отношения между Россией и Грузией окончательно обострились после проведения летом 2008 года операции по принуждению Грузии к миру и признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

 

В Центральной Азии отношения с Россией, несмотря на имевшиеся разногласия, выполняли для молодых государств роль политического стабилизатора их положения в международной системе. Прежде всего имело значение то обстоятельство, что Россия была единственной страной мира, которая располагала возможностями и политической волей оказать военную помощь правительствам новых государств в защите их суверенитета от покушений со стороны группировок местных и зарубежных радикалов. В первой половине 1990-х годов были подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи России с Казахстаном (1992), Киргизией (1992) и Таджикистаном (1993).

Важнейшим аспектом региональных отношений стала судьба инфраструктуры Вооруженных Сил СССР, оказавшейся вне территории России. В 1992 г. в Бишкеке было подписано соглашение, которое закрепляло за странами СНГ права на военное имущество, прежде принадлежавшее Вооруженным Силам СССР и расположенное на их территории. Самое большое наследство досталось Казахстану и Узбекистану. Размешенная на территории Казахстана 40-я армия считалась одной из самых крупных и боеспособных в ВС СССР. После ее вывода из Афганистана она была оснащена новейшей бронетехникой, зенитной и реактивной артиллерией. Ее военно-воздушные силы обладали всем спектром истребительной, бомбардировочной, транспортной авиации и вертолетами. Вооруженные силы Узбекистана получили более трехсот танков, свыше ста истребителей и ста вертолетов.

Российские войска помогали защищать внешние границы государств и оказывали сдерживающее влияние на деятельность вооруженных группировок, которые стали возникать в ряде регионов Центральной Азии. Военная помощь России сыграла решающую роль в нормализации ситуации в Таджикистане. Во всех вопросах, связанных с формированием национальных вооруженных сил, подготовкой их кадрового состава, боевым и материально-техническим оснащением, страны региона в первые годы независимости зависели от Москвы.

Кроме того, Россия оставалась главным торгово-экономическим партнером стран региона, включая те, которые были способны стать крупными экспортерами энергоносителей (Казахстан и Туркмения), но не могли стать ими сразу. Удельный вес ввезенной из России продукции в обшем объеме потребления центральноазиатских государств колебался от 19,2% у Казахстана до 29,5% у Таджикистана. Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркмения ввозили из России 100% проката черных металлов и леса, бумаги, автомобильных шин, удобрений, синтетической резины, пластмасс. На Россию замыкалась вся региональная транспортная система.

Главным источником дезинтегрирующих тенденций в отношениях Центральной Азии с Россией были радикальные экономические реформы, начатые российским руководством в 1992 г. при правительстве Е. Т. Гайдара. Вследствие их проведения были полностью разрушены хозяйственные связи в рамках единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР.

Негативные последствия такого рода были отчасти объективно неизбежны. Российское руководство выбрало путь радикальных рыночных преобразований, несмотря на их крайне высокую социальную и политическую цену. Результатами этой политики были массовое разорение советского среднего класса, забастовки рабочих промышленных предприятий, врачей, учителей и, наконец, направленное против радикализма рыночных реформ октябрьское восстание 1993 г. и «расстрел Белого дома» в Москве.

Первоочередными целями реформ в России были намеченная в крайне короткие сроки приватизация промышленности и полная реформа финансовой системы. Центральноазиатские страны были не подготовлены к следованию по пути экономических преобразований России. Российское руководство было не согласно замедлять темпы реформ из-за партнеров в Центральной Азии. Фактически в 1992-1993 гг. Москва встала на путь «выталкивания» слабых и зависимых от нее стран региона из «пространства российской экономической реформы» — по сути из экономического пространства России вообще.

Ключевым моментом экономического разобщения стал июль 1993 г., когда Центробанк России принял решение вывести из обращения на российской территории советские рубли, которые продолжали иметь хождение на всем пространстве бывшего СССР, кроме государств Прибалтики.

В августе 1993 г. шесть государств СНГ подписали соглашение о валютном союзе. В соответствии с ним в переходный период в рублевой зоне должны были сосуществовать все виды денежных знаков (в Казахстане, например, российские рубли образца 1993 г. с национальной символикой или маркировкой, в Таджикистане — российские рубли выпускало 1993 г.). В течение этого периода любая бывшая республика была вправе выбрать: оставаться ей в рублевой зоне или вводить национальную валюту'.

При этом в соответствии с предложением министра экономики России А. Н. Шохина («условия Шохина») масса российских рублей, имеющих хождение в Центральной Азии, должна была обеспечиваться золотовалютными запасами стран региона в Центральном банке Российской Федерации. Иными словами, центральноазиатские страны должны были внести залог золотом «под рубли», которые им разрешалось использовать на своей территории. Это условие было экономически справедливым, но жестким и политически обидным.

Центральноазиатские государства до тех пор имели право печатать бумажные рубли на своей территории. При этом они фактически имели возможность в крайних случаях выпускать в оборот больше бумажных рублей, чем имели активов в их обеспечение. За счет печатания таких «частично не обеспеченных рублей» молодые государства фактически сохраняли привилегию получать скрытую финансовую подпитку из бюджета России. «Условия Шохина» лишали их такого шанса. Нахождение в рублевой зоне становилось для центральноазиатских стран бессмысленным.

7 мая 1993 г. в Киргизии была введена в обращение собственная валюта — сом. Туркменистан, Казахстан и Узбекистан в ноябре 1993 г. тоже объявили о введении собственных национальных валют: Туркменистан — маната, Казахстан — теньге, Узбекистан — временного су.ид-купона. Это было кульминацией разрушения экономических связей региона с Россией.

Разобщению препятствовала торговля. Центральноазиатские государства по-прежнему могли экспортировать товары главным образом в Россию, а российские рынки сохраняли ориентацию на потребление предметов экспорта из этой части мира. При этом Москва соглашалась торговать с Центральной Азией на бартерной основе, что выглядело спасением. Например, в 1994 г. удельный вес поставок за свободно конвертируемую валюту' между Россией и Казахстаном составил всего 6,5%. Страны региона испытывали нехватку иностранной валюты, а Россия была одной из немногих стран, которые не требовали вести расчеты в долларах.

Именно торговля способствовала восстановлению интереса России и ее центральноазиатских партнеров друг к другу. В 1995 г. Казахстан присоединился к таможенному союзу России с Белоруссией. Их примеру последовала Киргизия. Начало формироваться заново общее таможенное пространство четырех стран.

 

 





1




Сейчас читают про: