Методика исследования ритмико-слоговой структуры слова
Структура методики
1. Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов
1.1. Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского
1.2. Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала
1.3. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы
1.4. Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав
1.5. Определение правильности произношения слова
2. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов
2.1. Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры изолированных слов
2.2. Исследование умения правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов в связной речи
Содержание методики
Исследование восприятия и воспроизведения изолированных слогов
Имитация слогов по таблицам Н.Б. Покровского
Процедура: экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги, а ребенок повторяет их.
Инструкция: " Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты их внимательно слушай и повторяй":
| няк | пуль | бущь | мят | свум | сось | пиц | чтал | дюр | хач |
| мюф | зощ | плись | рыц | дум | нысь | лут | сич | вость | дыс |
| фсен | ряй | бер | чать | выс | гум | прюх | шеть | втоть | ефь |
| ек | стял | тыпь | геф | бац | трит | шись | деп | здес | торь |
| вох | жох | эфт | трух | фек | лефь | вик | щех | кась | зех |
| лир | нет | трен | рась | скум | цать | дян | стоц | прыл | кром |
| дуч | свар | порь | нар | зунь | сул | пяф | золь | сель | хил |
| чтел | лась | хуф | песть | вый | касть | реть | ряс | фыл | урт |
| жась | кеш | пыц | гуть | мещ | бяс | тущ | дес | сых | яс |
| лень | маф | зюс | чеф | буф | шеп | длаф | тер | непь | шоль |
| рон | няш | цый | репь | шох | гипь | сей | фсоф | аст | лер |
| фсес | чумь | щал | крыс | вяф | фай | рир | самь | руфь | дас |
| юц | пел | тряпь | тещ | мыл | зах | ность | деч | тац | прит |
| лоч | дыст | пуч | хас | нип | штись | тум | бяй | ныф | мям |
| куй | зич | жик | гом | прас | боть | шарь | нунь | длин | вафь |
| зуфь | стыч | жен | ер | нярь | знун | гань | оск | сым | лоц |
| бюн | холь | дяф | нень | штоть | ляпь | проц | шич | пящ | щеть |
| цуч | кик | моть | дреть | рюх | чесь | мифь | трар | зяк | ноть |
| плык | фуч | чтэт | вак | лен | тух | вур | зас | хет | здал |
| сеф | кать | дор | пон | тяч | сусь | бан | вень | тисть | рул |
| рек | нищ | зном | рыс | гек | тань | вуф | треп | мех | пась |
| зырь | чтуй | быс | тет | скес | мофь | лям | гоф | сях | роц |
| фок | шусь | хул | штай | изм | дват | трюль | нуц | рель | ший |
| дам | пюм | кац | бек | синь | шурь | луф | фиш | сузнь | прень |
| стар | бань | вюр | нах | бем | сах | десь | жус | цой | лорь |
Имитация серии слогов с фонетически близкими звуками.
Повторение серии из двух слогов:
| бапа | паба | гака | кага | тада | дата |
| заса | саза | саша | шаса | саца | цаса |
| жаша | шажа | зажа | жаза | шаща | щаша |
| чатя | тяча | щача | чаща | сяща | щася |
Повторение серий из трех слогов:
| бапаба | гакага | пабапа | кагака |
| датада | засаза | тадата | сазаса |
| цасаца | сашаса | сацаса | сашаса |
| жашажа | чатяча | шажаша | тячатя |
| щачаща | щашаща | чащача | шащаша |
Материал состоит из двух таблиц по пятьдесят пар согласных. Первая таблица содержит звукосочетания с альтернативной в первом начальном согласном (СГС - СГС), вторая - звукосочетания с альтернативной в последнем конечном согласном (СГС - СГС).
В паре звукосочетаний два согласных звука различаются одним из следующих признаков: а) шумность - сонорность; б) место образования; в) способ образования; г) звонкость - глухость; д) твердость - мягкость.
Таблица 1
| бым - дым | пий - фий | гых - гих | мас - бас | сым - хым |
| пят - тят | сык - зык | фак - сак | фам - шам | тах - ках |
| быш - выш | пат - кат | рал - рял | тит - дит | выть - бять |
| дий - ний | вын - вин | шим - жим | кар - кяр | дым - ным |
| кяр - гяр | щал - сял | май - сяй | мык - нык | фят - хят |
| пый - пий | фый - вий | лят - ят | кань - хань | тысь - дысь |
| шать - хать | нать - нять | чась - щась | дац - гац | тыф - шиф |
| бим - дим | зям - лям | пыть - тыть | пин - бин | зай - зяй |
| цых - сых | биф - гиф | дяй - зяй | вай - жай | вил - зил |
| тят - сят | вай - зай | бан - бян | дах - зах | фат - фят |
Таблица 2
| пыт - пых | выфь - высь | рап - раф | тап - тафь | кыф - кых |
| ниф - ниш | тяп - тят | кар - каш | нап - напь | сят - сяс |
| япь - ять | ныс - ных | чап - чак | раш - рак | пат - пать |
| чаф - чафь | быф - быс | пышь - пырь | сан - сань | зать - зась |
| пым - пымь | пыф - пых | вапь - вафь | мынь - мысь | кац - кат |
| сал - саль | нак - нах | дын - дыт | кыф - кыш | дим - дик |
| ряс - рясь | нар -нарь | мяп - мяпь | папь - пать | бып - быф |
| пыш - пынь | сим -симь | пыт - пыс | рач - ращ | пял - пяк |
| лат - лась | тыль - тый | ныц - ныс | выт - вых | ват - вять |
| нял - няс | сыс - сысь | ят - ял | бын - бинь | хап - хафь |
Исследование слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов с использованием картинного материала
Инструкция: "Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку".
Процедура: перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы и задаются вопросы: "где крыса? где крыша?" и т.д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, что-бы избежать случайного выполнения задания.
Зовет - завод, вить - выть, Мишка - мышка, мыло - Мила, ел - ель, почка - бочка, рожки - ложки, лук - люк, галка - галька, угол - уголь, ложка - Лешка, сова - софа, Феня - Веня, класс - глаз, картина - гардина, кот - год, колос - голос, почки - бочки, пашня - башня, гроза - глаза, запор - забор, тушь - душ, катушка - кадушка, трава - дрова, суп - зуб, тачка - дачка, крыса - крыша, том - дом, миска - мишка, уточка - удочка, сук - жук, корка - горка, коса - коза, кость - гость, сайка - зайка, галка - гайка, шар - жар, Луша - лужа, марка - майка, рама - яма, рот - йод, рожки - ложки, бурки - булки, рак - лак, Марина - малина, жарит - жалит, сук - жук, сыр - жир, косы - кожи, челка - щелка, читает - считает, дочь - дождь, точить - тащить, Петька - печка, редька - речка, платит - плачет, телка - челка, катается - качается, светик - цветик, лес -лещ, чашки - шашки, ночь -нож, меч - печь.
Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова-паронимы
Процедура и инструкция: "Сейчас я буду называть тебе по два слова. Внимательно слушай и повторяй. Одинаковые или нет эти слова?".
Существительные: здравица - здравница, факт - фактор, президент - резидент, форум - кворум, комплект - комплекс, континент - контингент, контакт - контракт, дезинфекция - дезинсекция, половник - полковник, полковник - поклонник.
Прилагательные: одинарный - ординарный, пластичный - пластический.
Глаголы: начертить - начертать, сточить - стачать.
Исследование умения воспринимать и воспроизводить слова, составленные с учетом акустических характеристик звуков, входящих в их состав
| Высокие + средние | Средние + высокие | Низкие + высокие |
| зал | наш | пить |
| цель | мочь | дочь |
| узел | меньше | петь |
| сени | лучше | куча |
| шило | месяц | биться |
| сало | леди | кошка |
| сени | мощи | хуже |
| ванна | разрез | пояс |
| сера | лежал | туча |
| число | иметь | каша |
| Высокие - низкие | Средние - средние | Низкие - низкие |
| жить | ну | ход |
| суша | мы | быт |
| тяжесть | рано | то |
| счастье | мера | обувь |
| десять | ныне | веко |
| теща | еле | туго |
| чуять | рана | худо |
| задеть | мина | утка |
| чадить | лимон | око |
| шутить | мирон | тупо |
| Высокие - низкие | Средние - низкие | Низкие - средние |
| сок | над | том |
| черт | нет | тон |
| дед | ряд | конь |
| дико | альфа | атом |
| усик | ирод | воля |
| тяга | мука | поле |
| сода | муха | пара |
| шуба | рота | тонна |
| сухо | нота | утро |
| живо | нету | дама |






