Определение правильности произношения слова

Материалом исследования служат асемантичные звукосочетания, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами. В процессе исследования используются также 20 правильных слов, сходных с асемантичными звукосочетаниями. Асемантичные звукосочетания и правильные слова чередуются в случайном порядке. Каждое асмантичное звукосочетание отличается лишь одним звуком. Заменяются следующие пары фонетически близких звуков: [М] – [Н], [Б] - [П], [Д] - [Т], [Г] - [К], [С] - [З], [Ш] - [Ж], [З] - [Ж], [С] - [Ц], [Ч] - [Щ], [Ч] - [ТЬ], [Ш] - [Щ].

Процедура и инструкция: «Я буду говорить слова, а ты внимательно слушай и поправляй меня. Например, я скажу слово «стол». Правильно я сказала? (правильно.) Я если я скажу «стом» - это будет правильно? (Неправильно.)». Далее называются слова и задаётся вопрос: «Правильно я сказала?» Если ребёнок определяет асемантичное звукосочетание как неправильное слово, ему задаётся вопрос: «А как сказать правильно?»

нолоток сопака зом шир
можницы априкос замолёт шанки
нума бол лиза шумка
кувшим бакет козмонавт суба
колубь боросёнок сапка крач
крач ламба саяц коска
покода лобата роса ландыс
гаска тыня шолудь жима
огно тверь шаба жаяц
сумга торога лыши золудь
стаган каранташ лушок зивот
панка дабуретка жуба крызовник
пинт эдаж жапка цанки
пукет парда кажа цом
бтица зорока кожка лец
щашка чигр тяйник колецо
щасы чень тисы сапля
щетыре челенок грать сырк
мящ кровачь обруть пуговиса
ластощка чука ластотька кольсо
тощка четка светька щапка
кистощка ячик шука щуба
обрущ шотка шука щуба
ландыщ плаш    

        

Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов

Исследование восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры изолированных слов

Для выявления особенностей восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слова предлагались следующие задания: повторить за экспериментатором слова различной звукослоговой структуры. С этой целью использовались речевые тесты, составленные А.С. Штерн. Слова предъявлялись в виде сбалансированных артикуляционных таблиц по 50 слов в каждой. Порядок их определен по таблице случайных чисел. В таблицах подобраны слова, различные по длине в слогах, по ритмической структуре, по частотности, принадлежности к определённой части речи и по некоторым характеристикам образующих их звуков: качество ударных гласных, шумность - сонорность, звонкость - глухость согласных. Весь экспериментальный материал давался одним диктором с постоянной громкостью и с равными временными интервалами между словами.

Процедура и инструкция. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и повторяй их".

                                                                                  Таблица А 4

гриб кенгуру
вниз долгий
энергия снимок
штаб три
собственный тарелка
морж свой
занавес условия
твой двадцать
мотоцикл ножницы
платок семнадцать
летчик мышь
держать дуть
смета пять
национальный доставить
настоящий смочь
выходить эффективность
думать дать
путаница предупредить
понимать советский
большой совет
поверхность часы
упор кивать
обезьяна средний
будущий чай
начинаться одиннадцать

 

                                                                                                   Таблица А 9

семьдесят пить
магнит валенки
шесть простой
лен челнок
трансформатор технический
барабан бегать
справиться говорить
трактор стул
видеть ход
четыре маленький
работа экзальтация
организованный использовать
бегемот московский
быть ждать
пять расстояние
смешной щетка
автомобиль вода
девочка один
старый  
оказаться показать
плут заметный
груз вслух
гречиха смех
конъюнктура норма
иметь бас

 

Исследование умения правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов в связной речи

Восприятие и воспроизведение слов различной звукослоговой структуры в предложениях (в качестве материала использовались слова из сбалансированных артикуляционных таблиц А.С. Штерн):

Маленькая девочка говорила вслух. Семнадцать мышей дули на огонь. Трактор был заметен на расстоянии. Летчик доставил снимки.

Старый трансформатор использовали в работе. Из-за трех условий выходила путаница. Семьдесят автомобилей показались на маленькой дороге. Бегемот был один. На поверхность доставили часы. Метлу оставили около ведра.    Восприятие и воспроизведение слов различной звукослоговой структуры в стихотворных текстах:

а) Хорей

Сушит печка сухари.

Мыши ищут крошки.

Знают даже малыши:

Ищут мышек кошки.

Буря мглою небо крокт,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

б) Ямб

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый пирог.

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не идут.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек откусил.

Потом подвинул стул и сел.

И весь пирог в минуту съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек не нашли.

в) Амфибрахий

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

г) Дактиль

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним ни за что не пойдет босиком.

Маленькой елочке

Холодно зимой,

Из лесу елочку

Взяли мы домой.

д) Анапест

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

(Н. Кончаловская)

Василек, василек

Мой любимый цветок.

Скоро ль ты, мне скажи,

Засинеешь во ржи?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: