Сложные моменты стиля

Как правило, чем короче новость, тем легче ее читать. Поэтому некоторые обороты, уместные в газетной статье, в новости оказываются лишними. Необходимо выбрасывать лишние слова, пустые фразы и т.п.

Например:

«в области жилищной политики в 1999 году продолжалась работа по реализации проводимой в стране жилищной реформы»

или

«По оценке экспертов, росту производства сельского хозяйства будет способствовать реализация мероприятий по стабилизации положения в АПК».

В финансовой информации особое внимание уделяется точности и корректности данных.

Так, если речь идет о прибыли, то необходимо уточнять, о какой (до налогообложения, чистой, валовой и т.п.).

Если речь идет о кредите, то необходимо уточнять его объем, ставку, срок, наличие особых условий (например, с отсрочкой погашения). Если средства выделяются траншами, это надо оговорить.

Не надо путать процент и процентный пункт – если показатель снизился с 10% до 9%, то снижение составило 1 процентный пункт, а не процент!

Надо стремиться к тому, чтобы новость была новостью, а не переписанным пресс-релизом или документом. Необходимо отрываться от стиля источников и переписывать все сообщение, кроме цитат, в стиле агентства. У чиновников свой язык, как правило, не свойственный нормальному человеку. Необходимо избегать таких канцеляризмов, как «вышеизложенный», «нижеперечисленный» «соответствующий», «данный», «названный».

Даты нужно писать в формате «1 января 1999 года», а не «01.01.1999».

Специалисты тоже разговаривают на своем жаргоне. Особенные трудности они испытывают при употреблении предлогов, предпочитая всем прочим предлог «по» (котировки по акциям, информация по сделке и т.п.). «Специальные» словечки можно оставлять в цитатах, но в косвенной речи их надо заменять на нормальные.

Нужно избегать любых пассивных оборотов (вместо «акции успешно размещаются» следует писать «АО... успешно разместило акции»). Действующее лицо всегда должно быть определено.

Слова «министерство», «правительство», «президент», а также «совет директоров» пишутся только с маленькой буквы. Но: Минфин, Минимущество и т.п. В названиях компаний и банков, состоящих из нескольких слов, с большой буквы пишется только первое слово: Доверительный и инвестиционный банк, Московская фондовая биржа и т.п.

Названия фирм и компаний желательно давать на языке оригинала. Аббревиатуры, как правило, расшифровываются при первом использовании.

В названиях банков кавычки не ставятся, если они содержат слово «банк» (Внешторгбанк, ОНЭКСИМ Банк и т.д.). В противном случае кавычки ставятся (банк «Витязь» и т.д.). При этом, если в новости не идет речь о форме собственности банка, то перед названием банка не надо ставить ЗАО, ОАО, ООО (т.е. не надо писать ЗАО АКБ «ОНЭКСИМ Банк», достаточно просто ОНЭКСИМ Банк или Инкомбанк).

К вопросу о косвенной речи – в ней нельзя использовать местоимения «я» и «мы». Недопустимо писать: «В. Сидоров отметил, что «компания получила прибыль, которую мы планируем направить на развитие производства». Надо: «В. Сидоров отметил, что компания получила прибыль, которую планирует направить на развитие производства» или «Компания получила прибыль, которую мы планируем направить на развитие производства», – заявил В.Сидоров».

По поводу пресс-релизов. Пресс-релиз – это информация для прессы, она рассылается всем, поэтому нельзя писать «пресс–релиз, поступивший в «Интерфакс» (АНИ, АФИ).

В пресс-службах часто работают не самые грамотные сотрудники. Поэтому пресс-релиз надо обрабатывать, а не переписывать – проверять данные, исправлять ошибки и т.д. В пресс-релизах часто бывают ошибки – от орфографических до фактических!!!

Кроме того, очень часто в пресс-релизах содержится неприкрытая реклама (уникальность предприятия состоит в том.., флагман российской экономики, лучший в мире и т.п.) – в новостях ее быть не должно. Вообще, сам по себе пресс-релиз, как и пресс-конференция, не являются поводом для новости – для нее необходима важная, значимая информация.

Важно также избегать антирекламы. В частности, «Интерфакс» не «поправляет» и не критикует другие средства массовой информации. Можно опровергать чью-то информацию, но нельзя называть конкретное агентство, газету и др. – в этом случае можно говорить только о «некоторых СМИ».

Как мы пишем новости. Интерфакс, 2000.

Как написать лид

Цель лида – завладеть интересом читателя и задать тон статье, которой он предшествует.

2. Он должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью? Ответом почти наверняка будет «нет», если первый абзац двусмыслен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как то: излишние подробности, точные звания – словом, все, что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.

3. Он должен быть самодостаточным. За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него. Равным образом, в нем не должны оставаться неразъясненными никакие факты, лица, события, организации и т.д. – если только в этом нет особой необходимости.

4. Никогда не начинайте статью с придаточного предложения. Например: «Несмотря на растущее число убийств...». Это медленный подход, он уводит от главной мысли статьи и сбивает читателя. Придаточные предложения в начале фразы вообще имеют отвлекающее свойство, и поэтому их следует пореже использовать и далее в тексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: