Говорим: Репортаж, – подразумеваем, – деталь

Самый важный элемент репортажного материала – деталь. Почему? Потому что детали – это звуки, запахи, краски. Если спросить простого смертного, который не имеет отношения к журналистике, что такое репортаж, едва ли он вспомнит умные слова про «эффект присутствия». Скорее всего, ему просто придет на память материал, где все пахло, звучало, переливалось, где автор от дворника получил метлой по голове, а макушка заболела не только у журналиста, но и у читателя.

Душистые, вкусные и яркие детали называются сенсорными, их основная задача – перенести читателя на место события. Приведу пример, Эдуард Воротников («КП» за 7 мая 2005 года) в репортаже «На Белорусском вокзале открылся храм» пишет: «Новый храм ослепил белыми стенами, блестящей утварью и запахом дерева», – одна фраза – и вы уже дышите с журналистом одним воздухом, смотрите вокруг его глазами. Талантливый репортер может дать почувствовать не только носом, но и кожей ощущения: («По моему телу бегут мурашки, голова наполняется звоном», – говорит в репортаже с колокольни «Бой во время Чумы» Мария Черницына («МК» за 14 мая 2005 года) подействовать на вкусовые рецепторы читателя: «Состав шоколада держится в секрете: он только с виду напоминает человеческий, а на самом деле совсем не сладкий...», – пишет в репортаже с собачьей свадьбы «Как собаке пятая свадьба» Екатерина Беляева («МК» за 14 мая 2005 года).

Иногда одним штрихом с помощью звуковой или вкусовой детали журналист раскрывает суть ситуации, таким образом, сенсорные детали превращаются в публицистические. Например, эту роль играет сильная ароматная подробность в репортаже о захвате школы в Беслане Дмитрия Стешина и Екатерины Малик «Первого сентября захвачена школа в Беслане» («КП» за 2 сентября 2004): «К вечеру на центральных улицах площади Беслана не осталось живых цветов. Их просто вытоптали тысячи жителей города, и в воздухе повис тяжелый запах настурций». Порой говорящими становятся звуковые детали, чаще всего такой прием используется в проблемных репортажах, где автору очень важно любыми средствами донести свою позицию до читателя. Для примера приведем цитату из материала Марины Перевозкиной «Горы террора» («МК» за 12 мая 2005) о сложной ситуации в Дагестане: «Из динамика над площадью доносится заунывное пение «ваххабитского барда» Тимура Муцараева: «Знай, вечны будут райские сады, ты в этом бренном мире будешь странник, и жизнь свою джихаду посвяти...»

Часто реплика из толпы или целый эпизод переходят в звуковую деталь. Реплика может как характеризовать социальную среду, в которой оказался журналист, так и помогать читателю понять происходящее. Например, в репортаже Натальи Галимовой «Галстук от добрых людей» о принятии в пионеры короткая фраза передает особенности речи школьников и снижает пафос церемонии: «Подольский второклассник Рома Сапрыкин решил стать пионером, чтобы «сажать цветы», а мальчик Миша из Жуковского – «чтобы не мусорить нигде». «Ну, щаз прямо», – скептически хмыкнул школьник Ваня, услышав про намерения Миши». Этим же целям служит смешной диалог новоиспеченных пионеров при выходе из Мавзолея в том же материале: «Галина Ивановна, но Ленин же не настоящий!» – с обидой в голосе воскликнул мальчуган из Орехово-Зуева. «Почему это?» – удивилась педагог. «А че у него голова светится?!»

Если журналист – действующее лицо в описываемой ситуации, это не только усиливает эффект наглядности, но и убеждает читателя в правдивости и авторитетности автора. Например, как в репортаже о тушении пожара Александра Бойко («Комсомольская правда» за 10–15 мая 2005): «Я, по наивности, хотел сфотографировать момент сброса воды. Но когда увидел, ЧТО на меня летит, метнулся под чудом оказавшийся недалеко жестяной козырек. Даже брызг хватило, чтобы размазать меня по стенке». В данном случае, приключение с автором усиливает драматизм происходящего.

Нередко детали разрастаются до метафор. Детали-метафоры способны как усиливать наглядность, так и выполнять публицистическую функцию. Красивую метафору использует Денис Беликов в репортаже из ночного метро «Поезда идут со скрипом» («МК» за 14 мая 2005): «Советские «подземные дворцы» – это, конечно, театр. В роскошных мраморно-бронзовых декорациях разыгрывается спектакль «счастливой жизни». А закулисье, как и в любом театре, неприглядное – сырые подсобки с низкими потолками».

 

Л. Царева. Живая мозаика репортажа //

Журналист. 2005. № 8. С. 86–87

 

«Тюменская область сегодня»:

В стремлении совершенствоваться

Газета «Тюменская область сегодня» – общественно–политическое периодическое издание региона. Это ежедневная газета, поэтому тексты информационных жанров играют большую роль в её содержании. На наши вопросы об особенностях подачи информационных материалов в издании ответила начальник редакционного отдела газеты Виктория Владимировна Феданяк.

– Наша редакция работает в оперативном режиме. Информация, которая поступает к нам незамедлительно и касается работы и решений органов власти, значимых событий в культурной и общественной жизни региона, подаётся в номер. Если, например, губернатор выезжает с рабочей поездкой в один из районов, то буквально в следующем номере появляется информация об этом. Часто это репортажи с места события.

У нас выходит не просто новостная колонка, а полноценные новостные материалы с информационными справками, статистикой, оценкой экспертов. Иногда в таких материалах на актуальную тему присутствует аналитика. То есть, мы стараемся представить читателям новости о событиях в регионах в развёрнутом виде. Более того, такие материалы сопровождаются иллюстрациями, фотографиями с места события.

Конечно, у нас есть и новостные колонки с небольшими по объёму материалами, в которых представлены события в России и за рубежом. Эти тексты готовятся по материалам таких новостных сайтов, как, например, «Тюменская линия», «Тюменская арена», «Интерфакс-Урал», lenta.ru и другие.

Кроме того, газета «Тюменская область сегодня» два-три раза в неделю предоставляет читателям подборку новостей о жизни районов юга области, где публикуются материалы наших собкоров и журналистов районных газет.

Ещё один интересный метод работы – публикация подборок информационных заметок внештатных авторов о проведении в районах таких праздников, как День Победы, День пожилого человека, День знаний.

– Каковы принципы отбора информации в вашей газете?

– На страницы издания не попадёт жёлтая информация, криминал. Политическая, экономическая, культурная жизнь региона – новости, которые в приоритете в нашем издании. Кроме того, у нас есть тематические странички, например, «Здравоохранение», «Партнёрство ради будущего» (молодёжная страница), на которых также присутствуют тематические новостные колонки.

– Есть ли определённые правила написания материалов информационных жанров?

– Мы руководствуемся классической теорией жанра, но возможно и смешение жанров. Самое главное – это веский информационный повод. Новости должны подаваться коротко, чётко, ясно и без фактических ошибок. В заметках возможны краткие комментарии экспертов. Новость всегда должна быть объективной. Самовыражение и представление позиции журналиста всё-таки остаются в материалах аналитических и художественно-публицистических жанров.

Все новости мы подаём по принципу перевёрнутой пирамиды: сначала – самое главное, потом – детали. При необходимости такую новость можно сократить без ущерба для основной мысли текста.

Как я уже сказала, чёткость жанровых границ необязательна, допускается и часто даже приветствуется диффузия жанров. Самое главное – качество предоставляемой информации, её достоверность.

– Существуют ли правила написания заголовков и лидов?

– В нашем издании есть такой стандарт: когда журналист сдаёт текст, он должен представить три варианта заголовка к своему материалу, из которых выбирается и публикуется наилучший. В некоторых случаях выпускающие редакторы и журналисты используют метод мозгового штурма, что всегда даёт хорошие результаты.

Мы приветствуем игровые заголовки, заголовки-вопросы, которые цепляют читателя, и даже заголовки с эффектом обманутого ожидания. Часто в заголовках используются стихотворные и песенные строчки.

Лид небольшой по объёму, в нём должен быть чётко сформулирован информационный повод, чтобы читатель мог легко понять, о чём далее пойдёт речь. Кроме того, в заголовочном комплексе приветствуется использование подзаголовков, которые, наряду с лидом, позволяют раскрыть, пояснить основную мысль текста.

– В вашей газете произошли изменения методов работы. В чём конкретно они выражаются и как влияют на подачу информационных материалов?

– Чтобы давать читателю качественную и достоверную информацию как можно более оперативно, изменилась структура редакции. Усилено звено управления: теперь у нас два выпускающих редактора, два заместителя главного редактора, сформирован редакционный отдел. Газета ежедневная, а количество полос большое – 8–12. Поэтому одному выпускающему редактору сложно справляться с таким объёмом работы. Теперь один человек готовит номер на завтра, другой – на послезавтра; появилось время на более качественную подготовку материалов. Коллектив редакции стремится к тому, чтобы информация на страницах газеты «Тюменская область сегодня» была актуальной, оперативной, достоверной.

 

Юлия Демидова

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………..……………………………....3

1. Информационные жанры журналистики…. ……………………………5

1.1. Заметка…………………………………………………………...……………5

1. 2. Интервью……………………………………………………………………..9

1. 3. Репортаж……………………………………………………………….……15

2. Хрестоматия ……………………………………………………………...…..24

2.1. Заметка……………………………………………………………………….24

Тюменская область укрепляет сотрудничество с Беларусью……….24

Владимир Якушев проведет торжественный прием ветеранов

войны……………………………………………………………………………....25

Холли Берри выгнала бойфренда……………………………………………25

187………………………………………………………………………………….26

Чтить и помнить……………………………………………………………….27

В Петербурге вышла в свет новая книга Ольги Берггольц

«Ольга. Запретный дневник»……………………………………………..….27

Дождь им в помощь……………………………………………………………..28

Отберите у них все спички………………………………………………...…28

Сафина снова уступила……………………………………………….………29

Бритни Спирс послушалась папу и надела лифчик……………………...30

Volkswagen показал Ангеле Меркель электрокар на базе Golf…...……30

Ханты-Мансийский банк заплатил по дебютным облигациям…………………………………………………………………….…31

Дайан Крюгер лицо нового парфюма Calvin Klein……………………....32

HD DVD в Европе продаются втрое лучше, чем Blu-ray…………………………………………………………………………………..32

Роковой выстрел.......................................................................................33

Гибельное пламя……………………………………………………………...…33

Поохотиться удалось не всем……………………………………………….34

Три функции, один жезл…………………………………………………..……35

В Тюмени побывал московский продюсер и композитор

Ким Брейтбург……………………………………………………………..……35

Лечебное щебетание……………………………………………………..……36

2.2. Интервью…………………………………………………………………….37

Алигери Н. Брюки от Гердта…………………………………………………37

Ситников А. Белые пятна в истории российского кино………………..46

Парфенов Л. «Это уже не  мат – это  речь»……………………………..51

А что для вас значит этот день?............................................................57

Поляков Юрий. Автопортрет………………………………………………..58

2.3. Репортаж…………………………………………………………………..…62

Гиляровский В. Катастрофа на Ходынском поле ………………………...62

Соколова М., Сазонов Е. Авиакатастрофа под Смоленском………..…66

Калачёв А. Серебро с золотым отливом………………………………..…70

Алексеева Л. Спортсменки, активистки, красавицы…………………...72

Вернидуб А. Доехали до Берлина…………………………………………….76

Тарасевич Г. НИИЧАВО XXI века……………………………………………..85

Павлова О. На задворках фабрики грез…………………………………………....................................................100

Еремеева Л. В Герасимовку, за смыслом жизни…………………………106

Новиков А. Свобода, равенство, одиночество.

Можно ли заработать, не выходя из дома ………………………………111

3. Упражнения и задания ……………………………………………………114

3. 1. Заметка……………………………………………………..……………...114

3. 2. Интервью…………………………………………………………………..119

3. 3. Репортаж…………………………………………………………………..119

Библиографический список ……………………………………………….125

Приложение …………………………………………………………………….127

Как мы пишем новости. Из методички по написанию бизнес-новостей в агентстве «ИНТЕРФАКС»………………………………………………..125

Как написать лид. Из книги Д. Рэндалла «Универсальный журналист»……………………………………………………………………..132

Какие бывают маски. Из книги М. Шостак «Профессионализм и этика репортера»……………………………………………………………………..133

Царева Л. Живая мозаика репортажа……………………………………..139

«Тюменская область сегодня»: в стремлении совершенствоваться…………………………………………………………141

 

 


[1] Эти и другие тексты, указанные в заданиях, расположены в разделе «Хрестоматия».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: