Сложноподчиненное предложение

 

Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений. Придаточные предложения соединяются с главным и между собой при помощи подчинительных союзов, относительных местоимений и вопросительных слов. Если придаточное предшествует главному, то главное предложение начинается со сказуемого.

Als ich zu dir kam, traf ich meinen Freund. - Когда я шел к тебе, я встретил моего друга. Порядок слов в придаточном предложении:

1 место - союз или союзное слово;

2 место - подлежащее;

далее - второстепенные члены предложения; на последнем месте стоит спрягаемая часть сказуемого. Ich weiß geneu, daß er mir bei der Arbeit hilft. - Я знаю точно, что он поможет мне в работе.

Отдельные приставки в придаточных предложениях от глаголов не отделяются.

Ich vermute, daß er diese Aufgabe schon anfertigen soll. - Я предполагаю, что он уже должен выполнить это задание.

Придаточные предложения по значению делятся на: придаточные подлежащие; придаточные сказуемые; дополнительные; определительные; обстоятельственные.

К придаточным обстоятельственным относятся: придаточные времени, места, цели, причины, условия, образа действия.

Дополнительные придаточные предложения выполняют функцию дополнения и отвечают на вопросы всех падежей, кроме именительного: wen? (кого?), was? (что?), wem? (кому?), они вводятся следующими союзами и союзными словами:

 

daß-что, чтобы was - что
ob -ли warum - почему
wer - кто wonach - о чем

Kannst du mir sagen, wonach dich der Polizeibeamte fragte.

Придаточные предложения времени выполняют функцию обстоятельства времени и отвечают на вопросы wann? (когда?), wie lange? (как долго?), wie oft? (как часто?), seit wann? (с каких пор?), bis wann? (до каких пор?), они вводятся союзами:

wenn - когда solange - пока
wahrend - в то время как bis-до
nach dem - после того как bevor - прежде чем

Immer wenn ich ihn freffe, ist er gutter Laune. - Всегда, когда я его встре­чаю, он в хорошем настроении.

Придаточные предложения причины отвечают на вопросы warum? (почему?), aus welchem Grunde? (по какой причине?) и вводятся союзами weil, da - потому что, так как. Придаточные предложения с союзом da обычно предшествуют главному предложению, а придаточные с сою­зом weil стоят после главного.

Da ich gestern keine Zeit hatte, habe ich die Hausaufgabe nicht gemacht. - Так как у меня вчера не было времени, я не выполнил домашнего задания. Immer wenn ich Zeit habe, besuche ich das Museum. - Всегда когда у меня есть время, я посещаю музей.

Придаточные предложения условия отвечают на вопрос unter welcher Bedingung? (при каком условии?) и вводятся союзами wenn (если), falls (в случае если).

Wenn du auf mich wartest, dann gehen wir nach Hause zusammen. - Если ты меня подождешь, тогда мы пойдем домой вместе.

Придаточные предложения цели отвечают на вопросы wozu? (для чего, зачем?), zu welchem Zweck? (с какой целью?) и вводятся союзом damit (чтобы).

Der Hörer arbeitet sehr fleißig in der Bibliothek, damit er auf die Prüfung gut vorbereitet ist. - Слушатель работает прилежно в библиотеке, чтобы быть хорошо подготовленным к экзамену).

Определительные придаточные предложения отвечают на вопросы welcher? (какой?), was für ein? (что за?) и вводятся относительными местоимениями der, die, das реже welcher, welches, welche. Относительные местоимения согласуются с определенным словом в главном предложе­нии в роде и числе.

Die Polizei sucht den Täter, der eine schwere Verbrechen begangen hat. - Полиция разыскивает преступника, который совершил тяжелое преступление.

Таблица склонения относительных местоимений

 

Nom. M. N. F. Pl.
Nom. der das die die
Gen. dessen dessen deren deren
Dat. dem dem der denen
Akk. den das die die

Определительные придаточные предложения могут также соединяться с главными предложениями с помощью относительных наречий wo (где), wohin (куда), woher (откуда).

Er verläßt die Stadt, wo er viele Jahre gelebt hat. -Он покидает город, где
прожил много лет.

Übungen

I. Переведите на русский язык:

1. Der Junge sagte, daß er sich dafür nicht mehr interessiert.

2. Der Richter fragte den Angeklagten, ob er schon einen Verteidiger gewählt hat.

    3. Während der Zeuge Aussagen machte, notierte der Kriminalbeamte alles
genau.

4. Der Polizist wartete am Tatort, bis die Kriminalpolizei kam.

5. Er ging zum Arzt, weil er krank war.

6. Da es die ganze Nacht geregnet hatte, könnten die Kriminalisten keine Spuren finden.

7. Falls ich morgen Zeit habe, besuche ich dich.

8. Wenn ich das Stipendium bekomme, kaufe ich mir ein neues Hemd.

9. Das Auto, dessen Bremsen nicht in Ordnung sind, darf nicht benutz werden.

II. Поставьте в предложении нужный союз или союзное слово:

1) Errief mich an,... ich ihm die Hausaufgabe gebe.

2) Ich schaltete das Radio aus,... es mich nicht störte.

3) Die Studenten,... die Prufung nicht abgelegt haben,... sollen noch einmal
ankommen.

4) Ihnen unser Angebot gefallt, können Sie diese Waren bestellen.

5) Ich bin froh,... ich mich jetzt hier erhole.

6) Der Film ist interessant,... gehe ich ins Kino.

7) Er lebt dort,... er 10 Jahre alt war.

III. Тест. Поставьте подходящий союз или союзное слово:

1.... ich jetzt sehr beschäftigt bin. bleibe ich zu Hause.

a) da;

b) weil;

2.... ich gefrühstückt habe, began ich zu arbeiten.

1. weil;

2. nach dem;

3. Ich rufe Sie an,... ich fertig bin.

a) wenn;

b) als;

4.... sie Deutsch spricht, konzentriert sie sich auf die Grammatik.

a) wenn;

b) als;

5. Die Kriminalisten konnten keinen Spuren finden,... es dunkel war.

1.weil;

 2. da;

6. Der Zeuge,... Aussagen unklar waren, wurde noch einmal vernommen.

a) dessen;

b) den;

c) dem;

7. Das Haus,... ich sehe, ist ein Neubau

a) der;

b) das;

c) die;

8. Dresden ist eine Stadt,... durch seine Gemaldegalerie berühmt ist.

a) der,

b) die;

c) das;

9. Er muß sich beeilen,... er den Zug noch erreicht.

  1. darum;
  2. damit;

10. Er fährt zum Schwarzen Meer,... er sich erholt.

1. darum;

2. damit




Рекомендуемая литература

Основная:

1. Завьялова В.М. Практический курс немецкого языка (начальный этап) / В.М.Завьялова, Л.В. Ильина. — Издание 8-е. стереотипное — М.: ЧеРо. при уча­стии издательства «Омега-Л». 2007. - 348 с.

2. «Deutsch» Новый самоучитель немецкого языка / С.Л. Носков. - М.: АС Г Мн.: Харвест, 2006.-400 с.

3. Овчинникова Л.В. 500 упражнений по грамматике немецкого языка / А.В. Овчинникова, А.Ф. Овчинников. - Изд. 3-е, испр. — М.: Ин. язык; КДУ. 2007.-320 с.

4. Бим И.Л. Ubung macht den Meister. Schritte 1-5 / И.Л. Бим, О.В Каплина. -4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2005.- 206 с.

Дополнительная:

1. Басова Н.В. Немецкий язык для колледжей. Учебник. 7-е издание / Ба­сова Н.В.. Коноплёва Т.Г. - Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 416 с.

2. Романовская Н.И. 200 тем немецкого языка/ Н.И. Романовская, ЮЛ. Романовская при участии Г. Бережной, Т. Молчан, О. Подольской. — М.: ЗАО «БАО - ПРЕСС», 2004. - 384 с.

3. Немецкая грамматика в упражнениях. Учебное пособие для студентов. Москва 2003.

4. 100 диалогов, текстов и упражнений по немецкому языку для развития навыков устной речи. Москва 2001г.

5. Краткая грамматика немецкого языка. Важнейшие сведения по грамма­тике с примерами. Москва 2004г.

6. Яковлева Л.Н.Таблицы — шпаргалки для изучающих немецкий язык / Л.Н. Яковлева. М.С. Лукьянчикова. - М.: МАРТ. 2000. - 44 с.

7. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по ино­странному языку / А.В. Конышева. - М.: КАРО, 2005. - 208 с.

8. Радченко О.А. Немецкий язык: 130 основных правил немецкой грамма­тики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы / О.А. Радченко, М.А. Иванов, Н.А. Марьина, А.В. Мельникова, О.С. Фомина. - М.: ДРОФА, 2000.-288 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: