Данный принцип коротко можно сформулировать как сокращение избыточных сущностей. Если имеется две теории в равной степени объясняющие происходящие процессы, то верной считается та что содержит в себе меньше сущностей. Или говоря иначе, если добавление или отбрасывания сущностей никак не влияет на объясняющую и прогнозную силу теории, то данные сущности необходимо выбросить.
Теория фатума, судьбы или рока
Религиозная схоластика
Опыты Галилея по падению тел, оказалось что вес тела не влияет на скорость
Абдукция – это пафосно звучащее применение бритвы Оккама на этапеформировния и выдвижения гипотез.
Принцип контекстности (историзма)
Всякое знание, теория или закон, верность которых установлена для данной системы, справедлива только в рамках данной системы, и не может быть просто перенесено в иную предметную область. Самым распространённым проявлением данного общенаучного принципа в конкретной науке является принцип историзма в рамках исторического исследования. Нарушения данного принципа проявляется в форме профессионального кретинизма. Примеры подобного широко распространены как в истории науки, так и в современности:
|
|
Теплород – течение жидкости для задач термодинамики
Механизм – использование ньютоновской механики для описания социальных процессов
Планетарная модель атома для представления движения элементарных частиц
Фоменко и Носовский
Токарь в архитектуре древнего мира
Роль и место философии в системе научного познания.
Философия наука о наиболее общих закономерностях природы, общества и познания. Задача философии изучение и обобщения различных техник мышления и методов познания, применённых в одной предметной области, с целью обобщения и адаптации для применения в рамках другой предметной области. Естественно, при этом всплывают вопросы ограничений и корректности подобного переноса адекватности результатов, получаемых при применении подобных методов.
Попытки использования хорошо зарекомендовавших себя в одной области на другой являются распространенной ошибкой, проявлением «профессионального кретинизма» и нарушением целого ряда основополагающих принципов научного познания.
Логика мышления:
Строгович и Виноградов
Реальность – объективна, то есть вне зависимости от субъекта, существующее окружение, в котором действует человеческая общность. Как следствие всякий индивид или исследователь так же взаимодействует с реальностью, но через свою деятельность в человеческом сообществе.
Сознание не реально, мысли не реальны и идеи не реальны.
|
|
Вопрос: Почему мысль, слово, образ, план и идея - это часть объективной реальности?
Ответ:
Потому, что проявляется в материи, вне зависимости от нас, нашего желания (объективно). Подлежит наблюдению, документированию, взаимодействию и измерению:
Измерение например квалификации сварщика, математика, архитектора.
Измерение адекватности и точности научного исследования, архитектурного проекта, и т.п.
План охоты отражён в наскальных рисунках.
Идея правильной плотины проявляется в египетском хозяйстве в виде увеличения урожая с гектара, идея плохой плотины проявляется в виде загубленного урожая.
Отказ от данного подхода, отрыв мыслей от их материальной основы, от общества и индивидов в мозгу которых эти мысли порождаются, неизбежно приводит к искажениям в мышлении.