Опыт - единственный источник знаний.
Теория теплорода произошла в момент нахождения сходства между течением жидкости и распространением тепла.
Вопрос: Имеет ли отношение теория теплорода к знанию?
Ответ: не имеет, т.к. получена не на основе опыта, а на произвольных измышлениях
Средневековые схоласты занимались следующими вопросами: сколько ангелов может поместиться на острие иглы и может ли всемогущий Бог сотворить камень, который не сможет поднять.
Вопрос: добывали ли схоласты исследуя эти вопросы знания?
Ответ: Нет, т.к. исследование проводилось на основе риторической убедительности, а не на основе практики.
- отражение реальности в виде понятий
Понятие — это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов. Понятия только в том случае являются правильными, если они верно отражают действительность. Если же какое-либо понятие представляет собой неверное, искажённое отображение действительности, то такое понятие является ложным. Ложные понятия возникают, например, при отрыве теории от практики. Правильные понятия вырабатываются в процессе трудовой деятельности многих людей; соответствие таких понятий предметам и явлениям действительности проверяется практикой человека.
Объём понятия — это знание о круге предметов, существенные признаки которых отображены в понятии.
Содержание понятия — это знание о совокупности существенных признаков класса предметов.
Обобщением понятий широко пользуется наука, которая всегда стремится вскрыть в предметах наиболее общие их свойства. Обобщая понятия, переходя от менее общих к более общим, мы приходим, наконец, к предельно широким по объему понятиям, которые не подлежат дальнейшему обобщению. Такие понятия называются категориями.
Примеры категорий: «материя», «время», «движение», «пространство», «количество», «форма» и др.
-отражение взаимосвязей внутри реальности в виде суждений
Суждением называется мысль, которая отрицает либо утверждает связь между понятиями.
В каждом суждении имеются три части: подлежащее, сказуемое и связка.
Возьмём для примера такое суждение:
«Новатор есть передовик социалистического производства».
Разбор этого суждения показывает, что оно состоит из таких частей:
1) «новатор»—логическое подлежащее, или субъект,суждения;
2) «передовик социалистического производства»—логическое сказуемое, или предикат, суждения;
3) «есть» — связка.
Пример: первобытный человек осознал себя в лесу. Он находит предметы вокруг себя и начинает исследовать их, выявлять их свойства. Он выявил, что некоторые предметы, внешне похожие друг на друга, обладают разными свойствами. При ударе предметов друг о друга, один предмет остаётся целым, а другой ломается. При броске предметов в воду, одни предметы тонут, а другие не тонут(плавают). При броске в огонь, одни предметы не принимают на себя огонь(не горят), а другие принимают(горят). При этом, ломается, плавает и горит одна группа предметов, а не ломается, тонет и не горит другая группа предметов. Т.е. в голове человека возникают понятия камень и дерево. Одновременно с появлением понятий возникают суждения, выражающие связь между этими понятиями: камень твёрже дерева, дерево лучше горит.
- изучение отраженной реальности в виде умозаключений.
Умозаключение - это логическое суждение, посредством которого из двух и более данных суждений выводится новое суждение.
Примеры:
Всякий металл есть химический элемент. Свинец - металл, поэтому он является химическим элементом.
Дерево горит, а камень нет.
очаг надо делать из того что не горит.
Поэтому очаг надо складывать из камня.
Дерево горит, а камень нет.
Топливо для огня должно гореть.
В качестве топлива надо использовать дерево.
- если отражение или модель реальности близка, т.е. для текущего уровня развития производительных сил несущественна разница, то умозаключение будет истинно