Механический материализм

Механистический материализм — одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим.

Движение он рассматривает не как изменение вообще, а как механическое перемещение тел в пространстве, являющееся результатом внешнего воздействия — удара тела о тело. Механистический материализм отрицает внутренние источники движения предметов, их качественное изменение, скачкообразность развития, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Зачатки механистического материализма имелись ещё в философии Демокрита (см.). Расцвет механистического материализма падает на XVII— XVIII вв. (Гоббс— см., Декарт— см., Спиноза—см., английские и французские материалисты XVIII в.).

В то время он был исторически необходимой и прогрессивной ступенью развития материалистической философии. Эта форма материализма была обусловлена тем, что из всех наук. в то время достигли относительно высокого уровня развития только механика и математика. Это и определило ограниченность материализма того периода. Маркс ж Энгельс, опираясь на развитие естествознания, преодолели механистическую ограниченность старого материализма и создали учение диалектического материализма, качественно отличающегося от всех прежних форм материализма. Марксизм всегда вёл самую решительную борьбу против попыток возродить механистический материализм.

Механици́зм — существовавший в прошлом метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к их физическим причинам; противопоставлялся витализму.

 

 

Исторический взгляд

Благодаря успехам физики в XVI–XVIII векам возникло желание перенести физическое миропонимание на другие науки.

В качестве единственного метода подлинной науки рассматривалась математика, понимаемая (ввиду её тогдашнего уровня) в основном механистически.

 

Основателями механицизма могут считаться

Галилей Галилео,

Ньютон Исаак,

Лаплас Пьер-Симон (в естествознании),

Гоббс Томас,

Ламетри Жюльен Офре де,

Гольбах Поль Анри (в философии).

Последователями механицизма в XIX веке являлись

Л. Бюхнер К. Фохт, Я. Молешотт,

 

В Советском Союзе группка механистов (Л. Аксельрод, Варьяш и др.) пыталась ревизовать диалектический материализм с механистической точки зрения. Эта группка извращала науку и вела борьбу против марксистской диалектики с механистических позиций, а по ряду вопросов (особенно в теории познания — защита «теории иероглифов») она смыкалась с идеализмом. Механистическая философия с её теорией «равновесия», теорией «самотёка» и т. п. использовалась врагами ленинизма — бухаринцами, троцкистами и др. — для борьбы против линии Коммунистической партии. Группка механистов в философии была разоблачена как антимарксистская

 

 

Литература

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20;

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же; Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 20;

Гегель Г. В, Ф., Энциклопедия философских наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М. — Л., 1929;

Гегель Г. В, Ф., Наука логики, Соч., т. 5—6, М., 1937—39;

 

 

 

 

Пример.

 

Идеализм:

Бытие проистекает потому что оно есть.

Начало есть не чистое ничто, а такое ничто, из которого должно произойти нечто; бытие, стало быть, уже содержится в начале. Начало, следовательно, содержит и то и другое, бытие и ничто; оно единствобытия и ничто, иначе говоря, оно небытие, которое в то же время бытие и бытие,которое есть в то же время небытие.

Наука логики. Гегель.

Святой дух существует потому что есть бог.

Материализм:

Бытие – это категория мышления, способ обобщения. Абстракция. Данная абстракция возникла в определенном обществе людей в определенный период времени. Оно проистекает из характера сложившихся отношений. Религиозные противоречия и борьба абсолютизма против феодальных вольностей с опорой на коронные города. Философия есть инструмент возникший в этих рамках.

Родительской категорией для нее явилось религиозное противоречие между земным бытием и царствием небесным. Преобразованная с помощью более выверенного спекулятивного аппарата данная категория явилась краеугольным камнем в формализованном религиозном мировосприятии оформленном в виде законченной системы.

Из библейского противоречия между абсолютным ничто происходит возникновение бытия. Данный процесс иллюстрируется на примере контрастных примеров, каковые объявляются непреложными законами. Стилистически сходно с религиозным, метафизическим способом описания.

Ветхий завет

Бытие

В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.


Истина:

Материализм и эпириокритицизм Ленин В.И..

 






Объективная истина

Сенсуализм

Сенсуализм, - читаем мы в "Философском словаре" Франка,[*85] - есть учение, выводящее все наши идеи "из опыта чувств, сводя познание к ощущению". Сенсуализм бывает субъективный (скептицизм и берклеанство), моральный (эпикуреизм) и объективный. "Объективный сенсуализм есть материализм, ибо материя или тела суть, по мнению материалистов, единственные объекты, которые могут действовать на наши чувства" (atteindre nos sens).

"Если сенсуализм, - говорит Швеглер в своей "Истории философии", - утверждал, что истина или сущее может быть познано исключительно при помощи чувств, то оставалось лишь (речь идет о философии конца XVIII века во Франции) объективно формулировать это положение и - перед нами тезис материализма: только чувственное существует; нет другого бытия, кроме материального бытия".[*88]

1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества?

2) Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной.

можно отрицать элемент относительного в тех или иных человеческих представлениях, не отрицая объективной истины, но нельзя отрицать абсолютной истины, не отрицая существования объективной истины.

"...Критерия объективной истины, - пишет Богданов несколько дальше, с. IX, - в бельтовском смысле не существует, истина есть идеологическая форма - организующая форма человеческого опыта"...

Тут не при чем ни "бельтовский смысл", ибо речь идет об одном из основных философских вопросов, а вовсе не о Бельтове, ни критерий истины, о котором надо говорить особо, не смешивая этого вопроса с вопросом о том, существует ли объективная истина? Отрицательный ответ Богданова на этот последний вопрос ясен: если истина есть только идеологическая форма, то, значит, не может быть истины, независящей от субъекта, от человечества, ибо иной идеологии, кроме человеческой, мы с Богдановым не знаем. И еще яснее отрицательный ответ Богданова из второй половины его фразы: если истина есть форма человеческого опыта, то, значит, не может быть истины, независящей от человечества, не может быть объективной истины.

Отрицание объективной истины Богдановым есть агностицизм и субъективизм. Нелепость этого отрицания очевидна хотя бы из вышеприведенного примера одной естественно-исторической истины. Естествознание не позволяет сомневаться в том, что его утверждение существования земли до человечества есть истина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: