Дополни логическую цепочку

Олимпиада по основам православной культуры. Основные виды заданий и правила их составления

       Впервые Общероссийская олимпиада по основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную» была проведена в России в 2008/2009 учебном году. На сегодняшний день в ней принимают участие более 140 тысяч участников из 83 регионов. Пакет заданий олимпиады формируется таким образом, чтобы дети проверили свои знания в области истории православной культуры, пополнили свои знания и захотели узнать еще больше. Для этого подбираются задания на логику, на знание фактов, на умение рассуждать и четко излагать свои мысли, а также творческие задания. Ребенок, впервые столкнувшийся на олимпиаде с таким разнообразием заданий и формулировок, относящихся к разным областям православной культуры, может растеряться и усомниться в своих знаниях. Поэтому к участию детей готовят заранее. Большое подспорье в подготовке ученика умение педагога составлять похожие задания и пользоваться ими в ходе учебного процесса.

       Рассмотрим самые популярные виды заданий, встречающиеся на олимпиаде по основам православной культуры.[1]

 

Задания на соответствие (проведение линий соответствия)

В этом задании участнику предлагается провести линии соответствия между несколькими группами слов, понятий или изображений. Варианты заданий многообразны: проводить линии соответствий можно между

· именем святого подвижника и его иконой;

· церковным названием праздника и его народным аналогом;

· датой и историческим событием;

· иконой (святым) и историческим событием;

· известными победами (битвами) и предводителями;

· словом и его значением;

· храмом и его архитектором.

Обратите внимание: не всегда задания на соответствия связаны с проведением визуальных линий. От тура к туру и от возраста к возрасту задания усложняются. Например, провести линии соответствия между названием храма и фамилией архитектора легче, чем между фотографией храма и портретом архитектора.

 

Распределение понятий по группам

При выполнении этого задания ребенку необходимо уловить принцип группировки понятий. Сами понятия, требующие распределения, могут даваться, а могут и не даваться. Это делается в зависимости от возраста детей и уровня сложности задания. (Например, младшему возрасту можно написать слова-подсказки, а старшему – нет).

Другой вариант использования данного задания: понятия даны, а группы, по которым их необходимо распределить ребенок должен вписать сам.

Примеры заданий:

· распредели церковные праздники по временам года;

· сгруппируйте в две группы двунадесятые праздники двумя способами; объясните принцип группировки;

· запишите перечисленные слова в три столбика: церковная утварь, церковные облачения, церковные сосуды;

· распределите репродукции икон соответственно основным иконографическим типам;

· распределите изображения храмов соответственно архитектурным стилям;

· распределите выражения в соответствии с авторами (например, фразы Священного Писания – слова Христа, Апостолов, Ветхозаветных пророков).

 

Поиск слова – обобщения

В этом задании участнику предлагается подобрать слово-обобщение выделенным понятиям. Задание может быть оформлено в виде таблицы или в виде текста.

Примеры заданий:

· покаянная, просительная, славословная, благодарственная – _______________ (молитва);

· Андрей, Петр, Фома, Иоанн, Иаков ________________________ (апостолы);

· просительная, великая, малая, сугубая ____________________________ (ектения);

· Рождество Христово, Благовещение, Вознесение, Преображение _______________ (двунадесятые праздники).

К этому виду заданий относится и довольно популярное на Олимпиаде «по какому принципу сформированы пары?» Разница в том, что обобщение необходимо найти не для группы слов, а для пары или ряда пар:

· Марфа и Мария, Каин и Авель, Иоанн и Иаков _________________________ (братья и сёстры).

 

Четвертое – лишнее

Суть заданий этой группы сводится к следующему: в логической цепочке необходимо найти лишнее понятие и объяснить свой выбор. Объяснить выбор ребенок должен обязательно, так как при проверке важно не только оценить знания, но и понять, по какой логике он действовал. К тому же аргументация выбора поможет избежать правильных ответов, сделанных «методом тыка». При формулировании заданий необходимо учитывать, что должен существовать один и только один правильный вариант ответа. Сложность заключается в том, что один и тот же логический ряд может быть сформирован по разному принципу. В таком случае правильных ответов будет несколько, что вызовет проблему оценивания ответа учащегося.

Например, правильно составленная  цепочка:

Епископ, регент, священник, диакон.

Лишний – регент, это не священный сан. И хотя участники отмечали также и епископа, аргументируя это тем, что он единственный, кто может рукополагать священников или единственный, кто обязательно должен быть монахом, очевидно, что они просто не увидели ключевую тему задания.

Неправильно составленная цепочка:

Преображение, Вознесение, Благовещение, Рождество Христово.

Правильным ответом может быть Благовещение – так как это Богородичный праздник, а все остальные – Господские. Но подойдет также и Вознесение – так как это переходящий праздник, а все остальные – непереходящие, имеющие постоянную дату празднования. И если в классе эта проблема легко снимается – правильный ответ можно засчитать обоим ученикам, то на Олимпиаде так не получится – все задания проверяются строго по ключам, поэтому ошибки такого рода недопустимы.

 

Дополни логическую цепочку

При выполнении таких заданий ребенок должен постараться понять логику составления цепочки и вставить ее недостающее звено. Цепочка может строиться как на принципе логической последовательности (последовательность действий, иерархия), так и на хронологическом принципе. В отличие от заданий типа «четвертое – лишнее», здесь объяснение выбора не требуется.

Примеры заданий:

· Рождество Христово, Крещение, _____________, Благовещение (ответ – Сретение; принцип построения цепочки – календарный порядок двунадесятых праздников);

· Петровский пост, __________________, Рождественский пост (ответ – Успенский пост; принцип построения цепочки – календарный порядок постов Православной Церкви);

· епископ, ______________, диакон (ответ – священник; принцип построения цепочки – перечисление степеней священства);

· Патриарх, митрополит, ________________, епископ (ответ – архиепископ; принцип построение цепочки – перечисление епископов по старшинству);

· доска, паволока, _____________, красочный слой, ____________ (ответы – левкас, олифа; принцип построения цепочки – последовательность слоев на иконной доске).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: