В заданиях этого типа учащимся предлагается прочитать текст и вставить пропущенные слова. Тексты в основном предлагаются художественные или дидактические. Художественные тексты позволяют ученику опираться не только на собственные знания, но и на логику (например, работая со стихотворениями, можно понять, какое слово подходит по рифме). Для участников младшей возрастной подгруппы после текста даются слова – подсказки. Дидактические тексты составляются специально, имеют в себе скрытые подсказки и обязательно содержат образовательный компонент (новая информация, которую ребенок усваивает, отвечая на вопрос и пользуясь уже имеющимися знаниями). В большинстве случаев дополнительной опорой-подсказкой в дидактических текстах служит наглядный материал (иконы, портреты, картины, фотографии и т.п.)
Примеры заданий:
1. Внимательно прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
____________________ – памятник, поставленный по воле Императора Николая I на ________________ площади Санкт-Петербурга в память о победе его старшего брата ________________ над ________________. Идею сооружения монумента, посвященного ________________ войне ______ года, подал знаменитый архитектор Карл Росси. Выполнен же памятник был по проекту архитектора Огюста Монферрана, трудившегося также над постройкой _________________ собора. Памятник представляет собой огромный гранитный монолит, который венчает фигура Ангела, обращенного лицом к _____________ дворцу, держащего крест с надписью, известною со времен Константина Великого – «________________». Открытие памятника состоялось 11 сентября 1834 года.
2. Внимательно прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Пятая заповедь «___________________________________________________» учит нас быть почтительными к родителям и вообще к старшим; не оскорблять их, но помогать им в трудах и окружать своей заботой.
Примером исполнения этой заповеди для нас может служить семья последнего Императора __________________.
Государь Император, его супруга ________________________, их дети – царевны _________________, ___________________, __________________, __________________ и Цесаревич _________________ являются для нас образцом взаимной любви, заботы и верности. В 2000 году царская семья была причислена к лику святых.
Внимательно посмотрите на икону.
Над головами святых изображены
_________________ - символы святости.
В руках у каждого __________________ –
символ перенесенных страданий.
Два __________________ держат икону
Пресвятой Богородицы. Эта икона была
явлена в год отречения царя от престола.
Пресвятая Богородица изображается на
троне, в руках у Нее находятся символы
царской власти. Икона носит название
____________________________________.
КЛЮЧ:
Пятая заповедь «Чти отца твоего и мать твою» учит нас быть почтительными к родителям и вообще к старшим; не оскорблять их, но помогать им в трудах и окружать своей заботой.
Примером исполнения этой заповеди для нас может служить семья последнего Императора Николая II.
Государь Император, его супруга Александра Федоровна, их дети – царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Цесаревич Алексей являются для нас образцом взаимной любви, заботы и верности. В 2000 году царская семья была причислена к лику святых.
Внимательно посмотрите на икону.
Над головами святых изображены нимбы - символы святости. В руках у каждого крест - символ перенесенных страданий. Два Ангела держат икону Пресвятой Богородицы. Эта икона была явлена в год отречения царя от престола. Пресвятая Богородица изображается на троне, в руках у Нее находятся символы царской власти. Икона носит название Державная.