Древнерусская и средневековорусская философия

Концепции данного периода называют предфилософией, подготовительным периодом, прологом русской философии и т.д. Все эти названия имеют право на существование. Русская философская мысль этого времени по характеру и направленности была очень близка западноевропейской философии эпохи средневековья. Она также не обладала самостоятельным статусом и была растворена в религиозном мировоззрении. Само возникновение философии было тесно связано с процессом христианизации Руси. Через богословские тексты шло знакомство отечественных мыслителей с идеями античной, византийской, древнеболгарской философий. Первым языком русской философии был церковнославянский.

Религиозный характер философии первого периода вовсе не значит, что ее проблематика сводилась только к осмыслению темы Бога и церковных догматов. Русской философии изначально присущи многозначность и широта обсуждаемых вопросов. Уже в первый предфилософский период сложился тот круг проблем, который стал центральным и определяющим для отечественной философской мысли в целом:

· Нравственно-этическая и антропологическая проблематика.

Она представлена в творчестве большинства мыслителей данного периода. Тема нравственного самосовершенствования человека, особая роль православия в этом процессе раскрывается в дискуссии нестяжателей и иосифлян, в «Послании к Фоме » Климента Смолятича, «Причте о человеческой душе и теле » Кирилла Туровского, «Молении» Даниила Заточника, «Поучении» князя Владимира Мономаха и др.

· Историософская проблематика.

В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотическая и историческая глубина. «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Послание» Иосифа Волоцкого, «Послание к великому князю Василию» Филофея, сочинения митрополитов Даниила, Макария, Зосимы положили начало теории так называемой «русской идеи». Она была призвана идеологически доказать необходимость объединения Руси вокруг Москвы, обосновать идею русского религиозного миссианства. Эта теория стала первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа.

· Социальная проблематика.

Одно из центральных мест в духовной жизни 16 - 17в.в. заняла проблемы власти, государства и права.

В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского обсуждались проблемы священной миссии царской власти, укрепления самодержавного правления. Идею централизации поддерживало и нарождающееся дворянство. Его идеологи Ф.И. Карпов и И.С.Пересветов еще не отвергают церковные ценности, но понятия «закон» и «правда» уже ставятся ими выше «власти» как светской, так и духовной.

Центрами традиционной религиозной философии в конце данного периода были духовные учебные заведения, в частности, Киево-Могилянская духовная академия (основана в 1632 г.). Историки отмечают, что по одной только философии там читалось около 172 различных курсов. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, также ставшая крупным духовным центром.

К концу первого периода усиливается влияние западноевропейской светской культуры и науки. Их проводниками были, в частности, Симеон Полоцкий и Юрий Крижатич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: