XIX – начало XX в.в. - период классицизма

Оригинальная русская философия зарождается в конце 30-х г.г. ХIХ в. и обретает свое существование в философских системах конца XIX – начала XX столетий. Именно в этот период сформировалась самобытная и оригинальная российская философия как особое направление мировой философской мысли. В это время возникают основные направления и течения русской философии, в рамках которых идет развитие отечественной философской мысли, с присущими ей своеобразными чертами и проблематикой.

 

Главные школы, течения и основные представители отечественной философии данного периода:

Славянофилы -   А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, братья И.С. и К.С. Аксаковы.

Западники –  Т.Н.Грановский, А.И. Герцен, Н. Огарев, В.Г.Белинский.

Народники – П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев,

Революционные демократы – Н.Г. Чернышевский, Н. А.Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.В.Шелгунов.

Русский анархизм – М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, А.А.Боровой.

Почвенники – А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, К.Н.Леонтьев.

Русский марксизм – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

Религиозная философия – В.С.Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский.

Русский космизм – Н.Ф. Федоров, Н.А.Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

Русское неогегельянство – А.И. Введенский, Н.Н. Стахов, Б.Н. Чичерин, И.А. Ильин.

Русская нравственная философия – Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

Евразийство –, Н.С. Трубецкой, П.С. Савицкий, Л.И. Карсавин.

Эзотерическая философия – Е. П.Блаватская, Е.И. и Н.К.Рерихи,.Д.Л.Андреев.

 

Особое место в русской философии Х1Х века занимает творчество П. Я. Чаадаева (1794 – 1856). Публикация его «Философических писем» была первым после 14 декабря 1825 года открытым протестом в условиях николаевской реакции. Первое из писем было опубликовано в 1836 году в журнале «Телескоп», после чего журнал был закрыт, редактор Надеждин сослан, а автор объявлен сумасшедшим.

Центральной темой философии Чаадаева была проблема России. По мнению философа, эта страна словно забыта проведением. Расположенная между Востоком и Западом, она принадлежит скорее географии, чем истории. «Дело в том, - пишет Чаадаев, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, инее имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось». Русский народ, согласно Чаадаеву, есть редкое исключение среди народов мира: народ без истории, без собственной идеи и «нравственной личности», существующий лишь для того, чтобы дать великий урок миру.

Второй важной темой философии П.Я. Чаадаева была проблема взаимосвязи человека и общества. В отличие от западных просветителей он считал, что естественным стремлением человека является не индивидуальная свобода, а подчинение. Бытие имеет иерархическую структуру (Бог – сфера социального – индивидуальное сознание – дочеловеческая природа), мировой порядок основан на зависимости, предопределенной высшей силой. Путь к Богу идет не через индивидуальное самосовершенствование, а через строгое соблюдение традиционных норм и ценностей. Индивид познает Божественные истины при посредничестве общества, без него он лишь заблудившаяся молекула. Абсурдна и идея об этической независимости индивида. Человек, предоставленный самому себе, будет падать все ниже и ниже. Нравственный закон, подобно истине, содержится не в нас, а вне нас. Страж откровения – не народ, но Церковь (католическая) как организованное социальное тело, посредник между народом и Богом. Бог посылает на Землю новое откровение не народу, а избранным личностям. Творческая сила истории – высшая надындивидуальная сила, массы слушаются ее слепо как «бездушные атомы», избранные личности служат ей как сознательные органы.

«Философские письма» Чаадаева обострили идейные споры в среде российской интеллигенции, главным образом по вопросу о судьбе и будущности России. Во многом прямым ответом на позицию Чаадаева стали идеи, высказанные в дискуссии славянофилов и западников.

 

Славянофильство как философско-литературное течение сложилось к началу 40-х годов Х1Х столетия. Его главными идеологами были А.С. Хомяков (1804-1860), братья И.В. Киреевский (1806-1856) и П.В. Киреевский (1808-1856), К.С. Аксаков (1817-1860). Они отстаивали идею исторической самобытности России и вели полемику как со своими основными оппонентами – западниками, так и с представителями «официальной народности». Лидером последнего направления был историк М.П. Погодин, основной тезис: «Самодержавие, Православие, Народность».

Дискуссия велась по трем узловым проблемам:

1. Противопоставление «старой» и «новой» России, ретроспективная критика реформ Петра Великого.

2. Противопоставление России и Европы.

3. Проблемы индивида и общества, свободы и отчуждения.

В споре по так называемому «варяжскому вопросу», славянофилы доказывали самобытный славянский характер русского государства. Норманны не создали его. Выбор династии Рюриковичей объясняется древним обычаем замены старого, слишком многочисленного господствующего рода новой династией во избежание споров о старшинстве. Предмет истории России они видели не в государстве, а в народе, величие России не в материальной мощи, но в нравственных и религиозных началах, в основе которых лежит принцип «соборности». Соборность есть особый вид коллективизма, это религиозное единство, в котором личность свободна. В нем человек обретает свою подлинную духовную самостоятельность для единения с такими же свободными личностями на основе общей любви к Богу. Истинная вера сохраняется только в соборном сознании, и хранителем ее является народ, а не церковная иерархия. Православие – это воплощение самобытности русского народа, его особого пути.

Славянофилы отстаивали примат внутренней свободы человека перед господством внешней необходимости. В своей деятельности индивид должен руководствоваться совестью, а не рациональным определением выгоды. Подчинение человека внешней необходимости они видели на Западе, где глубокие корни пустили римское право, регламентация индивидуальной деятельности нормами права. Они критиковали и самодержавие (неограниченную власть), противопоставляя ей понятие «единодержавие» (власть, осуществляемую одним лицом). Контакты с Западом славянофилы не исключали, но полагали, что политически, экономически и духовно западные социальные модели для России разрушительны. Консерватизм их воззрений заключается в идеализации прошлого страны, в стремлении сохранить традиционные социальные связи (так называемый «крестный мир»), которые стремительно разрушались как бюрократизированным абсолютизмом России, так, западным капитализмом.

В отличие от славянофильства западничество не представляло собой единого идейного течения. В западничестве условно можно выделить два крыла радикальное и умеренное. Первое представлено революционно-демократическим, материалистическим по своей сути, направлением, к которому принадлежали В.Г.Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877) и др.

Представителями идеалистического по своей направленности, либерально-буржуазного крыла были Т.Н. Грановский (1813-1855), К.Д. Кавелин (1818-1885), Б.Н. Чичерин (1828-1904) и пр.

Западники указывали на экономическую, политическую, культурную отсталость России от передовых западноевропейских стран. В буржуазной Европе они видели идеал, к которому должна стремиться Россия. Причины отсталости усматривали в самодержавии, крепостничестве, господстве религиозных институтов. Преодолеть отсталость первые предлагали революционным путем снизу (через крестьянскую общину), вторые – путем либеральных реформ сверху. Справедливо критикуя негативные явления российской действительности, они не видели недостатки западного общества, недооценили богатство отечественной культуры.

Конец Х1Х – начало ХХ вв. ознаменовалось в России таким взлетом философской мысли, что это время получило название русского духовного Ренессанса или серебряного века русской философии. Не все представители данного периода разделяли взгляды своих предшественников, но все они выросли на идеях Х1Х столетия.

Русская религиозная философия, опирающаяся на теорию Всеединства В.С. Соловьева (1853-1900), неославянофильство Н.Я. Данилевского (1822-1885), космизм Н.Ф. Федорова (1829-1903) продолжила идеалистическую традицию в отечественной философии. Среди ее представителей можно назвать имена следующих ярких мыслителей: Н.А. Бердяев (1874-1948), С.Н Булгаков (1871-1944), С.Л. Франк (1877-1950), А. И. Введенский ( 1856-1925), Н.О.Лосский (1870-1965), В.В.Розанов (1856-1919), П.Б. Струве (1870-1944), И.А. Ильин (1883-1954), П.А. Сорокин (1889-1968), Ф.А.Степун (1884-1965), С.Л.И Шестов (1866-1938), Л.П. Карсавин (1882-1952 ), Г.Г. Шпет (1879-1937), А.Ф.Лосев (1893-1988), П.А. Флоренский (1882-1937) и др.

В центре внимания представителей данного направления были:

· проблемы человека, его природы и сущности, свободы и деятельности;

· проблемы Бога и религии, их места и роли в мире;

· проблемы истории и места России в мировом историческом процессе;

· проблемы общества, государства и власти, революции и демократии;

· проблемы ценностей, прежде всего духовных.

В частности, проблема человека занимает главное место в философии Н.А. Бердяева. В центре его философских произведений, таких как, «Философия свободы. Смысл творчества», «О назначении человека», «Философия свободного духа» и др., находилась проблема свободы личности. Личность, утверждал Бердяев, стоит выше общества, нации, государства, а ее свобода есть сущностная характеристика человека. Философ делает акцент на примате свободы над бытием. Равнопорядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. «Реализация личности всегда предполагает самоограничение, свободное подчинение сверхличному, творчество сверхличных ценностей, выход из себя в другого», - полагал он. Согласно Бердяеву, свобода – есть проявление божественной людьми.

Судьба представителей русской религиозной философии сложилась трагично. Большинство из них были высланы из страны в начале двадцатых годов, некоторые оказались пленниками Гулага. Творчество их в Советском Союзе по цензурным соображениям было изъято из научного обращения. С глубокими, самобытными трудами этих философов отечественные читатели смогли познакомиться лишь в 90-е годы ХХ века.

Таким образом, в первой четверти ХХ столетия отечественная философия переживает трагический разлом. За пределами советской России образуется так называемое «русское философское зарубежье», представленное творчеством высланных или эмигрировавших из страны философов, главным образом сторонников идеалистического направления. Оно прекратило свое существование со смертью данных мыслителей.

На территории Советского Союза с начала 20-х вплоть до середины 90-х годов устанавливается монополия единственного философского направления – диалектико-материалистического. Марксизм – ленинизм стал государственной идеологией в СССР, а советская философия ее составной частью.

4. Советская философия (20 -90-е гг. ХХ в.).

1.Становление советской философии происходит с 1917 по конец 1920 - х годов. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В постоктябрьской России закрывались философские журналы и общества, начались чистки профессорского состава в университетах. В 1920 и 1922 годах большая группа ведущих философов была выслана из страны.

Вместе с тем, до конца 1920-х гг. идейно-философская жизнь в стране еще сохраняла относительно плюралистический характер. Активно работали представители старой формации, еще выходили труды философов далеких от марксизма. В частности, это работы Г.Г. Шпета по герменевтике и истории русской философии, А.Ф.Лосева по истории античной философии, философии мифа, П.А. Флоренского по философии языка, философской антропологии и символизму, М.М. Бахтина по философии языка и полифонизму речи и т.д..   А.А. Богданов разработал свою концепцию тектологии, которая стала одной из первых попыток системного подхода к организованным комплексам. Активно велись дискуссии о философском значении теории относительности и квантовой механики, о взаимосвязи философии и естествознания между «механистами» (А.А. Скворцов-Степанов и др.) и «диалектиками» (А.М.Деборин и др.).

Положительным фактом был отказ от попыток ликвидации философии как якобы разновидности буржуазной идеологии. Философские кафедры сохранились как в старых вузах, так и во вновь созданных научных учреждениях типа Коммунистической академии (с 1929 г. – Институт философии), Института красной профессуры. Общекультурное значение имело издание философской классики, трудов Гегеля, Маркса и др. Если в середине 20-х гг. в Москве работало около 35 профессиональных философа, то к 1930 их было более 140.

Однако идеологические кампании по критике философского идеализма, позитивизма, «сменовеховства», «евразийства» и других чуждых марксизму течений все усиливались. Все эти дебаты завершились идеологической классификацией их как вредных политических уклонов и утверждением сталинского понимания философии.

2.Советская философия в эпоху сталинизма (начало 1930 – середина 1950-х гг.).

После установления режима личной власти Сталина философская жизнь страны протекала в условиях жесткого политико-идеологического контроля и репрессий против инакомыслящих. Написанная И.В. Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП (б)» (1938) стала официальным каноном философии. В 1939 году Институт философии выпустил в свет сборник статей «О диалектическом и историческом материализме» (М.Б.Митин, П.Ф. Юдин, Г.Ф. Александров и др.), где комментирование работ Сталина заглушило всякую самостоятельную мысль. Это же можно сказать и о большинстве работ предвоенных и первых послевоенных лет.

Идеологический диктат, в частности, Постановление ЦК ВКП (б) от 01.05.1944 г. «О недостатках в научной работе в области философии» и последующие послевоенные постановления по идеологическим вопросам, сформировали в стране тяжелую духовную атмосферу, которая сильно сковывала философскую мысль, но не могла ее убить. Несмотря на беспрецедентные кампании борьбы против отхода от «принципа партийности», против «абстрактно-академического духа», «объективизма», «безродного космополитизма», «умаления русской науки и русской философии» и т.п. отечественная философия не только выживала, но и продолжала развиваться.

В 1936г. Институт философии вошел в состав Академии наук СССР, в МГУ и ЛГУ были созданы философские факультеты. В 1951 году на философском факультете МГУ обучалось 1150 студентов и 150 аспирантов, не считая заочников. В 1950 г. в стране насчитывалось уже 546 кандидатов и 36 докторов философских наук. В августе 1947 г. вышел первый номер специализированного журнала «Вопросы философии» под редакцией Б.М. Кедрова. Большие достижения были у советских философов в области теории познания и логики (В.Ф. Асмус, П.С. Попов, А.С. Ахманов и др.). В 1948 г. состоялось Всесоюзное совещание по логике. Новые философские проблемы естествознания анализировали С.И.Вавилов, Б.М. Кедров, И.В. Кузнецов, М.А. Марков и др.

3.Советская философия периода 1960 -1980-х гг.

Критика сталинизма, начатая на съезде КПСС, постепенно создала новую атмосферу для советской философии. На 60-80-е годы приходится рассвет советской философии. В центре философских дискуссий стояли разнообразные темы.

· Теория и методология науки - Э.В. Ильенков, А.А. Зиновьев.

· Философская антропология - Г.С. Батищев, В.А. Лекторский;

· Философия сознания и мышления - Ф.Т. Михайлов, М.Б. Туровский.

· Проблема идеального – Э.И.Ильенков, В.В.Давыдов

· Проблемы методологии теоретического мышления - М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий.

· Философия культуры – В.С.Библер, А.С. Ахутин.

· Методология науки – В.С. Степин, М.А.Розов.

· Формальная и символическая логика – А.А.Зиновьев, В.А. Смирнов.

· Философские проблемы естествознания  - Б.М. Кедров, И.Т. Фролов.

· Философия техники и технических наук – В.В. Чешев, В.Г. Горохов.

· Теория и история эстетики - А.Ф. Лосев, М.А Лифшиц.

· Этические проблемы – О.Г.Дробницкий, А.А.Гусейнов.

· История западной философии – Т.И.Ойзерман, П.П.Гайденко.

· История русской философии – А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров.

· История философии в странах Востока – С.Н. Григорян, А.В. Сагадеев.

Если в перечисленных областях познания нашим философам удалось не только выдвинуть новые идеи, но и создать активно работающие научные школы, то в области социальной философии сделать это было гораздо сложнее. Некоторые области философского знания, такие например, как политическая философия, футурология, вообще не могли существовать в эти годы. Русская религиозная философия также была практически под запретом. Таким образом, не смотря на идеологическое давление в СССР плодотворно развивались разные философские школы, которые спорили друг с другом и обогащали друг друга.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: