Русское Просвещение XVIII века

Значительную роль в развитии отечественной философии сыграли реформы Петра Великого. Его преобразовательская деятельность на рубеже 17 – 18 веков радикально изменила жизнь нашего общества, в том числе, бытие духовной культуры. Большой вклад в теоретическое обоснование и практическое осуществление данных реформ внесла так называемая «ученая дружина» Петра. В ее состав входили Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, а также А. М. Черкасский, И.Ю. Трубецкой. Они вывели философию за пределы религиозных догматов, доказали необходимость развития образования, наук и ремесел для процветания Отечества, преодоления экономической и культурной отсталости от Запада.

Реформы Петра I кардинально изменили политический и социо-культурный облик страны. Вместо средневекового православного царства Московского возникает во многом уже светская Российская империя. Усиливается секуляризация духовной жизни. Россия изучает и внедряет социальные, научные и технические достижения Европы. Развивается система образования. В 1755 году был открыт Московский университет как главный духовный центр страны. Наряду с традиционным философствующим богословием появляется философия нового типа, ориентированная не на Библию и догматы церкви, а на науку и светскую культуру.

По мере укрепления российского государства и расширения связей с Европой, в России получили распространение идеи западных философов (Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Лейбница и др.). Появились у нас и отечественные мыслители, которые критически осваивали западноевропейскую философию, создавали оригинальные философские сочинения. Среди представителей русского Просвещения  можно выделить имена М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Д. С.Аничкова, М. М. Щербатова, С.Е. Десницкого, Я.П. Козельского. В работах просветителей, развивалась как традиционная для русской  философии аптропологическая, этическая, историософская и социальная проблематика, так и возникали новые темы, например, критика церкви, крепостничества и самодержавия, прославление науки, утверждение материалистической картины мира и т.п. Новые проблемы ярко звучат в таких работах, как:

· «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ» В.Н. Татищева,

· «Рассуждение из натурального богословия о начале и происшествии натурального богопочитания» Д.С. Аничкова,

·  «О человеке, его смертности и бессмертии» А.Н.Радищева,

·  «Из заметок по физике и корпускулярной философии» М.В. Ломоносова

· « Философические предложения » Я. П. Козельского

· « Юридическое рассуждение о понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства » С.Е. Десницкого и др.

Параллельно в российской мысли 18-го столетия наблюдалось развитие еще трех относительно самостоятельных линий.

1 .Религиозная философия.

 Она представлена самобытным учением Г.С. Сковороды. Он создал оригинальную философскую систему, в которой Бог предстает как «тайный закон», «древо жизни», составляя внутреннюю сущность трех миров – макрокосма (природа), микрокосма (внутренний мир человека), мира символов (Библия). Смысл жизни человека – в самопознании, в достижении счастья, которое он понимал как труд, соответствующий наклонностям человека.

2. Философия последователей немецкого философа и ученогоХристиана Вольфа, основоположника немецкого рационализма.

 К ним можно отнести Г. Н. Теплова и М. М. Щербатова. Они пытаются соединить христианство и учение Платона, примирить науку и религию, ищут идеал общественного устройства. Эти идеи широко представлены в работах князя Щербатова «Разговор о бессмертии души», «О пользе науки», «Путешествие в землю Офирскую», «О повреждении нравов в России» и пр.

3. Русское масонство.

Его представителями были И.П. Елагин, И.Г Шварц, И.В. Лопухин и др. Масонство получило широкое распространение на Западе в 17 веке, а в 18 веке пришло в Россию. Однако далеко не все понимали высокие масонские идеалы духовного совершенствования человека и общества. Многих привлекала экзотика мистических идей и таинственной обрядности.

Итак, итогом второго периода развития русской мысли явилось становление самостоятельной, оригинальной, многоликой русской философии как теоретической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: