Выпускная квалификационная работа бакалавра

Для руководства процессом подготовки ВКР, оказания студенту-дипломнику организационно-методической помощи каждому из них назначается руководитель из профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и специалистов выпускающей кафедры, опытных работников управленческих структур предприятий, организаций и учреждений, как правило, по месту проведения преддипломной практики.

Руководитель обязан:

- оказать организационно-методическую помощь студенту в выборе и обосновании темы работы;

- составить задание на выполнение ВКР и представить его на утверждение заведующему выпускающей кафедрой;

- помочь студенту в научно-библиографическом поиске, составлении календарного графика выполнения работы, построении ее рациональной структуры и логики.

Руководитель проверяет выполнение студентом календарного графика работы, консультирует студента по возникающим в ходе работы вопросам, проверяет качество работы и соответствие ее структуры и содержания заданию. По завершении работы представляет на нее письменный отзыв, в котором должны быть охарактеризованы ход выполнения работы, степень самостоятельности студента в процессе ее выполнения, оценивает потенциал выпускника, но не выставляет оценку за выполненную работу по принятой системе.

 

Магистерская диссертация

Научный руководитель направляет работу диссертанта, по­могая ему оценить возможные варианты решений, принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации.

Особенно большое значение имеет планирование творческо­го процесса студента-магистранта, впервые приступающего к на­писанию серьезного научного сочинения, каким является МД. Планирование работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобраз­ную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.

Рабочийплан разрабатывается при непосредственном учас­тии научного руководителя магистранта и начинается с разра­ботки темы. Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, но основная зада­ча, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизмен­ной.

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состо­ит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих судить об их уместности и значимости. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках, что позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для дан­ного исследования схему их расположения.

На более поздних стадиях работы составляют план-про­спект, то есть такой план, который представляет собой рефера­тивное изложение расположенных в логическом порядке вопро­сов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки на­учным руководителем магистранта соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план-проспект — это уже черновое оглавление диссертации с рефера­тивным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы. Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи.  Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что ис­следователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резе­рвы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

В творческом исследовании план всегда имеет динамичес­кий, подвижный характер и не может, не должен связывать раз­витие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.

Научный руководитель не только принимает участие в раз­работке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее автором и другую работу, в частности:

- рекомендует необходимую литературу, справочные, статис­тические и архивные материалы и другие источники по теме;

- проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации;

- оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;

- дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполне­ние работы, вносит определенные коррективы, дает рекоменда­ции о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности диссертации в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: