Для руководства процессом подготовки ВКР, оказания студенту-дипломнику организационно-методической помощи каждому из них назначается руководитель из профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и специалистов выпускающей кафедры, опытных работников управленческих структур предприятий, организаций и учреждений, как правило, по месту проведения преддипломной практики.
Руководитель обязан:
- оказать организационно-методическую помощь студенту в выборе и обосновании темы работы;
- составить задание на выполнение ВКР и представить его на утверждение заведующему выпускающей кафедрой;
- помочь студенту в научно-библиографическом поиске, составлении календарного графика выполнения работы, построении ее рациональной структуры и логики.
Руководитель проверяет выполнение студентом календарного графика работы, консультирует студента по возникающим в ходе работы вопросам, проверяет качество работы и соответствие ее структуры и содержания заданию. По завершении работы представляет на нее письменный отзыв, в котором должны быть охарактеризованы ход выполнения работы, степень самостоятельности студента в процессе ее выполнения, оценивает потенциал выпускника, но не выставляет оценку за выполненную работу по принятой системе.
Магистерская диссертация
Научный руководитель направляет работу диссертанта, помогая ему оценить возможные варианты решений, принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации.
Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каким является МД. Планирование работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку общей композиции и рубрикации будущей диссертации.
Рабочийплан разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с разработки темы. Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, но основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.
Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих судить об их уместности и значимости. Отдельные рубрики плана следует писать на отдельных карточках, что позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.
На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем магистранта соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей диссертации, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план-проспект — это уже черновое оглавление диссертации с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.
Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы диссертационной работы. Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную цель в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.
В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.
Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее автором и другую работу, в частности:
- рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;
- проводит систематические, предусмотренные расписанием консультации;
- оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;
- дает согласие на представление диссертации к защите.
Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности диссертации в целом.






