Задание.
Ознакомиться с текстом следующих документов:
- «Стратегия – 2020» (режим доступа:http://2020strategy.ru/data/2012/03/13/1214585985/itog.pdf)
- Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"
- Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», 2013 г. (режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Report_2_RU.pdf)
Ответить на вопросы:
- основные направления развития России на ближайшую перспективу
- насколько запланированные результаты достигаются, как будет меняться политика в отношении инновационного развития страны в ближайшей перспективе
Практическое занятие №5
Предлагается прочитать следуюшие статьи по теме генерации идей и управление знаниями:
- Икудзиро Нонака. Компания – создатель знаний. / Harvard Business Review Россия, август 2007.
- Роджер Мартин. Интеллект как орудие конкурентной борьбы. / Harvard Business Review Россия, август 2007.
- Кевин Койн, Патриция Клиффорд, Рене Дай. Творческая мысль на коротком поводке. / Harvard Business Review Россия, апрель 2008.
По итогам ознакомления с предложенными источниками необходимо ответить на вопросы:
- какими методами можно пользоваться в процессе генерации идей, чем эти методы друг от друга отличаются и в каких ситуациях применяются.
- каким образом правильно проводить мозговой штурм
- как компания может управлять знаниями внутри организации
Практическое занятие №6
Студентам предлагается в группах по 5-6 человек подготовить доклады на тему «Создание передовых инновационных технологий лидерами рынка» на примере выбранной компании (например, Google, Procter&Gamble, Nestle).
Практическое занятие № 7
Возьмите в качестве примера инновации какой-либо новый продукт или новую услугу, которыми вы недавно воспользовались. Опишите, что, по вашему мнению, можно отнести к основным этапам инновационного процесса разработки данной продуктовой инновации.
Этап инновационного процесса | Что составляет содержание этого этапа для моего примера продуктовой инновации? |
Новация | |
Инновация или нововведение | |
Диффузия инновации |
Практическое занятие № 8
Что, по вашему мнению, является, наиболее распространенными стимулами и, напротив, барьерами на пути внедрения в практическую жизнь новых идей, т.е. на пути реализации инновационных процессов? Проранжируйте список стимулов (и соответственно, список барьеров) в порядке убывания силы факторов.
Основные СТИМУЛЫ инновационных процессов | Основные БАРЬЕРЫ на пути реализации инновационных процессов |
1 | 1 |
2 | 2 |
…… | ……. |
Практическое занятие № 9
Приведите примеры инноваций различных видов.
Вид инновации | Актуальный пример |
Стратегическая (прорывная) | |
Базисная (радикальная) | |
Улучшающая (приростная) | |
Производственная | |
Управленческая | |
Продуктовая | |
Процессная |
Практическое занятие № 9
В качестве, каких объектов интеллектуальной собственности можно, по вашему мнению, защищать следующие результаты инновационной деятельности? Какова продолжительность периода правовой охраны данного объекта интеллектуальной собственности?
Результат инновационной деятельности | Объект интеллектуальной собственности | Продолжительность периода правовой охраны объекта (количество лет) |
Новая компьютерная программа распознавания образов | ||
Новый дизайн контактных линз | ||
Новый метод найма персонала | ||
Принципиально новая разновидность стирального порошка | ||
Новая технология дистанционного обучения | ||
Принципиально новый тип электронного носителя информации | ||
Оригинальный рецепт приготовления картофельной запеканки |
Практическое занятие № 10
Опишите отличительную особенность каждого из перечисленных ниже типов лицензии.
Какое условие или характеристика (инновации как объекта интеллектуальной собственности, ситуации на рынке, характера конкурентной борьбы, государственной политики и т.п.) делает предпочтительным, по вашему мнению, именно этот вид лицензии?
Тип лицензии | Отличительная особенность | Что делает этот тип лицензии предпочтительным? |
Исключительная | ||
Простая (неисключительная) | ||
Принудительная | ||
Перекрестная | ||
Пакетная | ||
Франчайзинг |
Практическое занятие № 11
Тест
1. Соотнесите определения:
1) инновация – процесс
2) инновация – сервис
3) инновация – рынки
а) инновации, связанные с продажей и использованием их другими организациями
б) технические, производственные и управленческие усовершенствования, снижающие стоимость производства существующего продукта
в) инновация, связанная с обслуживанием процессов использования
продукта за пределами предприятия
2. Как называются фирмы, которые занимаются крупносерийными и массовыми выпусками продукции для широкого круга потребителей, предъявляющие средние запросы к качеству и удовлетворяющие средним уровнем цены?
3. Как называются фирмы, работающие на узкий сегмент рынка и удовлетворяющие потребности, которые сформированы под воздействием моды, рекламы и других средств?
4. Соотнесите тип компании и фирму
1) эксплеренты
2) патиенты
3) виоленты
4) коммутанты
а) сельский магазин
б) Apple
в) Nestle
г) Chevrolet
5. Что из предложенного не является формой инновационного процесса:
а) простой внутриорганизационный
б) простой межорганизационный
в) расширенный
г) диффузионный
6. К внутренним факторам, определяющим возможности реализации нововведения не относят:
а) отношение руководства компании к новшествам
б) простота и отсутствие барьеров во взаимоотношениях между
подразделениями
в) степень самостоятельности внутренних подразделений
г) рыночная активность конкурентов
7. Стратегия, каких фирм является наиболее рисковой и почему?
а) виолентов
б) патиентов
в) коммутантов
г) эксплерентов
8. Инновации, возникшие на базе крупного изобретения и кладущие
начало новым продуктам и процессам, основанным на новых научных
принципах, – это…
а) базисные инновации
б) системные инновации
в) улучшающие инновации
г) революционные инновации
9. Нишесоздающие инновации – это инновации, которые…
а) являются реакцией на нововведение, осуществляемое конкурентом
б) сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают
существующие рыночно-потребительские связи
в) приводят к устареванию продуктово-технологических связей, но не
разрушают рыночно-продуктовые
г) организуют опытное производство
10. Какое из этих утверждений неправильное:
а) каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если
предыдущее себя оправдало
б) каждое новое вложение меньше предыдущего осуществляется на более
выгодных условиях
в) каждое новое вложение больше предыдущего осуществляется на более
выгодных условиях.