Практическое занятие №3

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

Методические указания по выполнению практических работ студентов заочного отделения

 по дисциплине «Инновационный менеджмент»

                                                                                         Автор: к.э.н. Мкртчян Т.Р.

 

 

Санкт-Петербург

Г.

Формы и методы проведения практических занятий

 

Практическое занятие №1:

 

Студентам предлагается рассмотреть предложенную классификацию инноваций и привести пример для каждого вида инновации. Затем примеры обсуждаются в аудитории, рассматриваются с точки зрения требований к инновациям и отнесения к нужному виду.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

В зависимости от технологических параметров:

· Продуктовые. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

· Процессные. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для рынка:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • модификационные (псевдоинновации) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

В зависимости от области применения и этапа НТП:

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно - управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Практическое занятие №2

 

Задание: применить методы генерации идей на конкретных продуктах

1. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

По ходу творческого процесса каждый человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной – пытается найти отрицательные черты, в желтой – анализирует положительные моменты, в зеленой – генерирует новые идеи, в красной – может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе, подводятся итоги работы.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную печать.

 

Задание:

Проиллюстрируйте этот метод на примере компаний Pepsi, Apple, IBM

2. Морфологический анализ

Метод был предложен Фрицем Цвики, заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.

Морфологический анализ предусматривает выявление основных структурных измерений товара с последующим попарным анализом связей между измерениями с целью выявления новых интересных комбинаций.

Рассмотрим для примера средство для чистки. Шесть главных измерений:

· на что наносится (щетка, тряпка, губка, тампон),

· ингредиенты (спирт, аммиак, дезинфектант),

· объекты чистки (стекла, ковры, умывальники, стены, машины),

· удаляемые вещества (жир, пыль, кровь, краска),

· текстура (крем, пудра, соли, жидкость),

· упаковка (коробка, бутылка, баллон, пакет).

 

3. Метод фокальных объектов

Объединяются признаки разных объектов в одном предмете:

• выбор объекта проектирования

• выбирается ряд других объектов, и составляются списки их признаков

Далее идет последовательный перебор признаков и сопоставление их с проектируемым объектом. Например:

 

ДЕТСКИЙ КАРАНДАШ

МАНЕКЕН ЛАМПОЧКА ПЕНОПЛАСТ
Волосатый Теплая Скрипучий
почти живой Освещает кругленький
Пугающий нельзя совать в рот Белый
Женщина Перегорела Легкий
Мужчина Разбилась не тонет

 

 

Практическое занятие №3

 

  Студентам предлагается к просмотру научно документальный фильм из цикла Мегазаводы National Geographic под названием Bugatti Veyron.

По итогам просмотра предлаагется обсудить следующие вопросы:

· Источник возникновения идеи для инновационного проекта

· Реализация этапа проведения исследований и разработок

· Реализация этапа проектирования

· Реализация этапа выведения на рынок

 

  На занятии студентам предлагается выступить с докладами, которые подготовлены в группах в рамках самостоятельной работы по теме «Создание передовых инновационных технологий лидерами рынка» на примере выбранной компании (например, Google, Procter&Gamble, Nestle). Доклады должны содержать обоснование следующих вопросов:

 

1. Какая команда представляет проект, на каком этапе развития находится компания?

2. История финансирования проекта (что было до подачи заявки)?

3. В чем инновация проекта, насколько защищена ИС, будут ли проблемы с правообладателями и с копированием?

4. Каков конечный продукт (услуга разовая, постоянный подряд, оборудование + обслуживание), насколько перспективен он, его дальнейшее развитие.

5. На каком рынке хотят работать авторы проекта? Насколько его можно считать привлекательным с точки зрения инвестора, обосновать.

6. Каким образом компания будет выходить на рынок, какие особенности и проблемы могут в этом случае возникнуть? (рыночные риски проекта, ключевые факторы успеха). Есть ли у них стратегия преодоления этих проблем?

7. Бизнес-модель проекта. Насколько она является рабочей на данном рынке?

8. Этапы развития компании, инвестиционные транши для этих этапов.

9. Структура сделки по проекту. Кто и за что получает доли? Насколько соблюдены все интересы сторон? Кто какие права имеет в дальнейшем (голоса в совете директоров, опционы и т.п.)?

10. Учтена ли мотивация ключевых участников команды проекта? Насколько команда укомплектована и способна реализовать проект?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: