Анализ закупок у единственного поставщика

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

В зависимости от инициативной стороны закупка у единственного поставщика может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у единственного поставщика), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (статья 3.6 Закона №223-ФЗ).

 

Субъектом контроля в Положении о закупке определен перечень оснований для заключения договоров с единственным поставщиком. (пункт 2.2.6 Положения о закупках )

Также предусмотрена обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

 

 

В проверяемом периоде Субъектом контроля по неконкурентным способам определения поставщика с единственным поставщиком  заключены   25 договоров на общую сумму   90 751,2 тыс. руб.

 

Можно сделать вывод, что Субъект контроля при выборе способа осуществления закупок предпочтение отдаёт заключению договоров с единственным поставщиком. Доля таких договоров составляет 86,2% от общего количества заключенных в 2019 году договоров.

Договора с единственным поставщиком были заключены по следующим основаниям:

 

- пункт 2.2.6 подпункт 2.2.6.4 Положения о закупке (Осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) заключено 3 договора на сумму 36 510,6 тыс. руб.

- пункт 2.2.6 подпункт 2.2.6.13 Положения о закупке (На участие в конкурентной закупке не представлено ни одной заявки или к участию в конкурентной закупке не допущено ни одной заявки, и конкурентная закупка признана несостоявшейся) заключено 3 договора на сумму 23 588,7 тыс. руб.

- пункт 2.2.6 подпункт 2.2.6.14 Положения о закупке (Закупки, начальная (максимальная) цена которых, не превышает 500 000,00 (пятьсот тысяч) рублей) заключено 5 договоров на сумму 2 133,0 тыс. руб.

-   пункт 2.2.6 подпункт 2.2.6.27  Положения о закупке (Заключается договор, связанный с обеспечением  Предприятия основным, резервным, аварийным, растопочным топливом, тепловой и электрической энергией (включая транспортировку) заключено 13 договоров на сумму 27 446,3 тыс. руб.

- пункт 2.2.6 подпункт 2.2.6.31  Положения о закупке (Заключается договор на оказание услуг по ежемесячному начислению платы за коммунальные услуги, формированию и печати платежных документов на оплату коммунальных услуг, ведению учета денежных средств, поступивших в счет оплаты коммунальных услуг, перечислению денежных средств, поступивших в счет оплаты коммунальных услуг, приему платежей за коммунальные услуги, по совершению юридических, консультационных, представительских и иных действий по расчёту, учёту и сбору задолженности за коммунальные и жилищные услуги, оказанные гражданам) заключен 1 договор на сумму 1 072,6 тыс. руб.

 

С единственным поставщиком в 2019 году, стоимость которых не превышает 100,0 тыс. руб. заключено 63 договора на сумму   1 922,1 тыс. руб.

 

Согласно части 15 статьи 4 Закона №223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе  сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

 

Ø Необходимо отметить: Закон №223-ФЗ не ограничивает право заказчика осуществлять закупки у единственного контрагента в зависимости от цены договора, заключаемого с одним контрагентом, от общей суммы закупок, осуществляемых таким способом в течение какого-либо периода времени, а также от количества договоров, которые могут быть заключены без осуществления конкурентных закупок. Отсутствуют в законодательстве и нормы, которые устанавливают допустимый процент закупок от всего объема закупок в течение года, которые заказчик имеет право осуществить неконкурентным способом.

Соответственно, если заказчик в своем положении о закупке не установил предельный объем закупок у единственного поставщика, которые он вправе осуществить в течение года, то указанный объем не ограничен.

Однако необходимо помнить, что одним из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупках товаров, работ и услуг, является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются, в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 этого федерального закона). Таким образом, действия заказчика при определении объекта закупки должны соответствовать этим целям.

Рекомендации: Контрольно-счетный орган считает, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) приводит к снижению эффективности расходования денежных средств и не соблюдению принципа конкуренции.

Таким образом, злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика может привести к недобросовестной конкуренции и повлечь формирование прецедента для заказчика.

При составлении положения о закупках заказчикам не рекомендуется отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок.


Вывод по результатам контрольного мероприятия в сфере закупок:

 

В рамках проведенной проверки в сфере закупок выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о  закупках, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

7. Выводы и предложения:

7.1 Нарушения, выявленные контрольно-счетным органом в ходе  проведения контрольного мероприятия:

 

1) Отсутствует необходимая информация подлежащая обязательному отражению об объектах недвижимости, включенных в раздел 1 Реестра муниципального имущества. (Нарушения п.2.1.1.Положения об организации учета муниципального имущества в порядке ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Сосновское сельское поселение в части ведения реестра муниципального имущества и п.4 Приказа Министерства экономического развития РФ № 424 от 30.08.2011года);

2) Нарушение срока внесения  сведений о закрепленных объектах учета и записей об изменении сведений о них в Реестр  муниципального имущества. (Нарушения  п.4.5 Положения об организации учета муниципального имущества в порядке ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Сосновское сельское поселение в части ведения реестра муниципального имущества и   п.6 Приказа Министерства экономического развития РФ № 424 от 30.08.2011год а ).

 

3) Наименование объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Теплосеть «Сосново не соответствуют наименованию объектов, указанных в Реестре муниципального имущества МО Сосновское сельское поселение.

4) Нарушение части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ. Информация об изменении договора внесена в ЕИС с нарушением установленного срока.

5) Нарушение части 19 статьи 4 Закона 223-ФЗ. Ежемясячная отчетность по заключенным договорам, размещена в единой информационной системе с нарушением установленного законодательством срока.

6)  При выборочной проверке в части исполнения договоров по оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, выявлены случаи нарушения сроков оплаты.

7.2.  Рекомендации:

1)  Не допускать искажения в наименовании передаваемых объектов, указанных в    Реестре муниципального имущества.

2)  Привести в соответствие наименование переданных объектов, объектам в Реестре муниципального имущества.

3) Не нарушать срока внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них.

4) Усилить контроль со стороны администрации МО Сосновское сельское поселение за сохранностью муниципального имущества.

5) Своевременно размещать на официальном сайте информацию и документы, подлежащие опубликованию.

6) В Положение о закупке установить случаи предоставления участником закупки обеспечительных мер при заключении и исполнении контрактов; порядка взыскания неустойки и приемки товаров, работ, услуг по договору. Это позволит сформировать единообразную практику привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности и реализовать принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора.

7) Субъекту контроля во избежание нарушений законодательства при составлении договоров включать в проекты договоров все необходимые условия.

8) В Положении о закупке должны быть перечислены все основания и пределы изменения договоров как для стадии заключения договора, так для стадии исполнения.

9) При составлении положения о закупках заказчикам не рекомендуется отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок.

 

Вывод:  В ходе контрольного мероприятия контрольно-счетным органом было проверено средств 53870,0 тыс.руб., в части ведения Реестра муниципального имущества муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области. Объем проверенных средств в сфере закупок составил 163 253,4 тыс. руб.

 

Председатель контрольно-счетного органа           Глава администрации МО Сосновское

МО Приозерский район Ленинградской области   сельское поселение                                    

__________________________ Е.В. Губанова             __________________ Д.Л. Соколов

 

                                                                                          

 

                                                                                      Директор МУП «Теплосеть Сосново»

                                                                          

                                                                                   _____________________ Е.В. Лобанов

                                                                                                                                

Дата подписания:                                                                           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: