Влияние изменения прибыли от реализации услуг на фактическое состояние деятельности ИП Мицуков С.Ф

 

Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования - прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую составляющую балансовой прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее. Так, данные таблицы 9 свидетельствуют о том, что в предыдущем периоде (2008 году) прибыль от реализации составляла -144,0 % в балансовой прибыли, то в отчетном периоде (2009 году) - 157,8 %, т.е. балансовая прибыль формируется преимущественно из прибыли от реализации и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на ее величину. В этих целях рекомендуется проводить многофакторный анализ изменения прибыли от реализации продукции в отчетном периоде по сравнением с предыдущим под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение.

К этим факторам относятся:

объем реализации продукции (Σqipi, где i = 1, 2,..., п - товарные позиции). Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если услуга является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит обратный процесс - уменьшение суммы прибыли;

структура реализации продукции (соотношение удельных весов различных продукции в выручке от реализации). Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем, объеме их реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится;

себестоимость реализации продукции (ΣТСi). Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот;

среднереализационные цены (pi). Изменение их уровня прямо влияет на сумму прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Для проведения факторного анализа используется необходимая информационная таблица 9 и аналитическая таблица 10, исходные данные которых, позволяют рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции. Динамика факторов формирования прибыли от реализации продукции на ИП Мицуков представлена в таблице 11, а расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации на ИП Шумаков приведен в таблице 12.


 

Таблица 11 - Динамика факторов формирования прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатели 2008 год (базисный) Цены и затраты по базису на факт. объем реализации отчетного года 2009 год (отчетный)
А 1 2 3
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязат. платежей) 6030 5844 (15,38*380) 6398
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, работ, услуг 5732 5556 (14,62*380) 6177
3. Коммерческие расходы х х х
4. Управленческие расходы х х х
5. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 5732 5556 6177
6. Прибыль (убыток) от реализации 298 288 221
7. Темп роста объема реализации, рассчитанный в ценах базисного года, % - 96,9 109,5

 

Приведенные расчеты в таблице 11 наглядно показывают, что данная организация располагает недостаточными резервами увеличения прибыли от реализации хлебобулочной продукции и, прежде всего, за счет роста производственной себестоимости, а также за счет снижения удельного веса в объеме реализации более рентабельной продукции.

 

Таблица 12 - Расчет влияния факторов на изменение прибыли (убытков) от реализации продукции

Фактор изменения прибыли от реализации Результат расчета, тыс. руб. Влияние фактора на изменение прибыли, тыс. р. (+,-)
А 2 3
А. Общее изменение прибыли от реализации -77 х
1. Изменения объема реализации 298*(-3,1):100= - 10 - 10
2. Изменения производственной себестоимости 6177-5556 = 621 - 621
3. Изменение коммерческих расходов х х
4. Изменение управленческих расходов х х
5. Изменение цен 6398 -5844 = 554 +554
6. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от реализации - -77

 

Завершим анализ прибыли от реализации продукции определением влияния на нее различных факторов на основе использования расчета маржинального дохода (валовой маржи).

Для определения взаимосвязи между затратами, объемом продаж, прибылью и маржинальным доходом используют следующую систему показателей: доля валовой маржи (маржинального дохода) в выручке от реализации услуг, точка безубыточности (порог рентабельности), запас финансовой прочности, сила воздействия операционного рычага.

Одним из наиболее распространенных показателей является порог рентабельности (точка безубыточности), характеризующий объем продаж, при котором выручка от реализации продукции равна издержкам производства. Расчет показателей валовой маржи, порога рентабельности и силы воздействия операционного рычага на примере ИП Мицуков представлен в таблице 13.

Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

 

Таблица 13 - Расчет показателей валовой маржи, порога рентабельности и силы воздействия операционного рычага на примере ИП Мицуков

Порядок расчета

Годы

Обозначение
  2008 2009  
Валовая маржа (маржинальный доход) Выручка от реализации Переменные издержки Валовая маржа = А - а 487,2 6030 5542,8 369,2 6398 6028,8 В А а
Коэффициент валовой маржи Валовая маржа = В/А Выручка от реализации 0,081 0,058 С
Постоянные издержки 189,2 148,2 D
Сумма постоянных затрат = D/С 2336 2555 Е
Запас финансовой прочности, в тыс. руб.: Выручка от реализации - порог рентабельности в %: Запас финансовой прочности (руб.) * 100 % = Р/А *100 Выручка от реализации 3694 61,3 3843 60,1 Р G
Прогнозируемая прибыль Запас финансовой прочности * Коэффициент валовой маржи 299 223 H
Валовая маржа = В/H 1,63 1,66 Y

Прогнозируемая прибыль может быть рассчитана умножением запаса финансовой прочности на показатель валовой маржи. Запас финансовой прочности в процентном отношении к выручке от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снижается (60,1 % против 61,3 %), что свидетельствует о нестабильном финансовом состоянии в организационно-экономической деятельности ИП Мицуков, а значит и об уменьшении прогнозируемой прибыли за анализируемый период.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: