double arrow

Анализ факторов распределения доходов и расходов в получении общей бухгалтерской налогооблагаемой прибыли и пути эффективного ее использования


 

Балансовая прибыль располагает возможностями увеличения не только за счет мобилизации резервов роста прибыли от реализации, но и за счет снижения внереализационных расходов.

Для анализа использования финансовых результатов необходимо оценить сложившиеся за два года состав и структуру распределения балансовой прибыли (см. табл. 14).


 

Таблица 14 - Динамика состава и структура распределения балансовой прибыли, тыс. руб.

Показатели

2008 год

2009 год

Отклонение, пункты 2, 4 (+,-), %
  сумма в % к итогу сумма в % к итогу  
А 1 2 3 4 5
1. Балансовая прибыль - всего 207 100,0 140 100,0 -
2. Направления расходования балансовой прибыли 71 34,3 47 33,6 -0,7
В том числе:          
2.1. Единый налог по УСН 31 15,0 21 15,0 -
2.2. Отвлеченные средства 40 19,3 26 18,6 -2,4
из них:          
резервные фонды 22 10,6 11 7,9 -2,7
другие цели, включая возмещение предъявленных санкций за счет чистой прибыли 18 8,7 15 10,7 +2,0
3. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 136 65,7 93 66,4 +0,7
4. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия 176 85,0 119 85,0 -

 




Данные таблицы 14 показывают, что в отчетном периоде нераспределенная прибыль составила 66,4 % от общего объема балансовой прибыли. Израсходовано 33,6 % балансовой прибыли, из нее 15,0 % - на текущий налог на прибыль, 18,6 % - на отвлеченные средства. Доля налога на прибыль в балансовой прибыли за период 2008-2008 г. г. осталась неизменной 15,0 %. В 2009 году из 18,6 % всех отвлеченных средств 10,7 % чистой прибыли направляется на «другие цели», включая возмещение предъявленных санкций; 7,9 % - на накопление резервных фондов. Отчисления в резервные фонды повышают деловую активность предприятия, повышают конкурентоспособность, а, следовательно, и выживаемость его в рыночных условиях хозяйствования.

Анализ факторов формирования балансовой налогооблагаемой прибыли позволяет выявить пути законного снижения ее объема для налогообложения. Тем самым создаются реальные возможности увеличения прибыли, остающейся в распоряжении организации для формирования резервных фондов.

Исходя из результатов, полученных в результате финансового анализа, можно сказать, что при наличии определенного запаса финансовой прочности, сохраняется удовлетворительная структура доходов и расходов, хотя наблюдается нестабильное финансовое состояние на предприятии.

Так как доходы и расходы отражают результаты всех видов деятельности предприятия - производственной, непроизводственной и финансовой. Это значит, что на размерах доходов и расходов отражаются все стороны деятельности предприятия. Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции, соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции. Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и



эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости продукции. Это, как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

ИП Мицуков проводит регулярные исследования в области маркетинга и менеджмента своей организации. На основе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, факторного анализа доходов и расходов от реализации хлебобулочной продукции необходимо разработать мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации.

Увеличение доходов на предприятии ИП Мицуков возможно двумя способами:

. увеличить выручку от реализации хлебобулочной продукции;

. уменьшить расходы предприятия.

Доход предприятия складывается из произведения оборота продукции и торговой наценки. А оборот, в свою очередь, равен проходимости предприятия умноженной на среднюю покупку в этом предприятии. С помощью воздействия на эти факторы можно увеличить доходы предприятия.

Проходимость - это количество потребителей, посещающих предприятие. Их число следует увеличивать активной рекламной деятельностью (телевидение, радио, плакаты на улицах и другое).



Средняя покупка - это количество человек купивших товары данного предприятия за определенный промежуток времени. Увеличить величину средней покупки можно путем:

увеличения ассортимента предлагаемой продукции;

проведения различного рода акций (сезонные скидки, скидки с крупной покупки и другое).

Анализируя строку расходов предприятия ИП Мицуков нельзя не заметить, что приблизительно 90% всех затрат приходится на 2 статьи:

. затраты на персонал;

. материальные издержки.

Возможно уменьшение расходов по этим статьям следующими методами. При оптимизации производственных площадей предприятию необходимо сдавать часть своих площадей в аренду.

Затраты на персонал возможно снизить двумя способами:

сокращение рабочего времени - на предприятии введена почасовая оплата рабочего времени. При его уменьшении, уменьшается и фонд оплаты труда. Но можно ввести и дифференцированный график, то есть разные часы работы предприятия в различные дни недели.

сокращение численности работников организации.

Оптимизацию транспортных издержек следует вести в двух направлениях:

оптимизация графиков поставок материалов - то есть завоз сырья на предприятие ведется 3 раза в неделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю. При этом сократятся не только транспортные расходы, но и меньше людей будет задействовано в завозе материалов.

оптимизация отгрузок материалов от поставщиков - сделать поставки регулярными. Тогда будет сокращение не только времени между поставками, но и предприятие получит скидки при отгрузке плановыми партиями.

Руководству предприятия необходимо овладеть новыми методами распределения доходов и расходов. Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.

Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, связанных с налогообложением, уменьшающим показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

В-третьих, кредиторы должны быть уверены в платежеспособности предприятия, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится как можно большую часть доходов оставить нераспределенными, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования. Руководство возлагает на себя ответственность планировать распределение доходов и расходов таким образом, чтобы учесть интересы сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

На предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению доходов и сокращению расходов. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

расширение рынка продаж - открытие новых торговых точек;

проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала - следует отправлять работников на повышение квалификации;

повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции - прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовой продукции от производителя к потребителю;

строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ и услуг - нужно проводить анализ поставщиков и на основе этого выбирать: с кем заключать договора, а с кем - нет.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.


 

Заключение

 

В выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одних из важнейших категорий экономики - доходов и расходов, анализа их формирования, оценки показателей прибыли, а также указаны пути увеличения доходов и снижения расходов.

В условиях рыночной экономики значение доходов (прибыли) огромно. Стремление к их получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, к снижению затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки (расходы). Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Главной целью формирования доходов и расходов является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Процесс формирования доходов и расходов предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль, в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другое. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по формированию доходов и расходов.

В современной научной литературе выделяют множество методов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболее объективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии. После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами.

Именно тактическое управление является наиболее используемым планированием на практике, так как является связующим звеном между стратегическим и оперативным планированием. При этом следует подчеркнуть, что решения, принимаемые при тактическом планировании менее субъективны, потому что базируются на полной и объективной информации, а его реализация связана с меньшим риском.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

. В 2009 году по сравнению с 2008 годом совокупная стоимость основных фондов предприятия в целом увеличилась на 79,0 тыс. руб. или на 2,0 % в результате роста стоимости производственных фондов. Предприятие закупило дополнительную технику и транспортные средства.

. В 2009 году по сравнению с 2008 годом выручка от реализации данной продукции возросла на 368 тысяч рублей или на 6,1 %. Это связано в основном с ростом реализационных цен на хлебобулочную продукцию, так как объемы ее производства в натуральном выражении снизились на 12 т или 32,0 %. Так, цена на хлеб «Пшеничный» 1 сорта увеличилась на 15,4 %, на хлеб «Ржаной» - на 6,7 %, на булочку «Домашнюю» - на 5,3 %. На рост реализационных цен повлияли затратные факторы: оплата услуг, стоимость сырья, повышение средней заработной платы на предприятии.

. Прибыль снизилась на 77 тыс. руб. в результате роста объемов производства и реализационных цен. В целом производство данной продукции для ИП Мицуков является прибыльным, доходным, хотя уровень рентабельности за анализируемый период снизился на 1,6 %, это вызвано ростом производственных затрат (7,8 %) над получаемой выручкой от реализации продукции в 2009 году (6,1 %).

. Снижение суммы прибыли от реализации хлебобулочной продукции ИП Мицуков на 77 тыс. руб. (ΔП = П1 - П0) происходит:

за счет сокращения объемов производства продукции в натуральных измерителях

 

ΔПVРП = ΔVРП * (Ц0 -С0) = -12 * (15,38 - 14,62) = - 9,12 тыс. руб.;

 

за счет роста средней цены реализации продукции

 

ΔПЦ = VРП1 * ΔЦ = 380 * (+1,46) = 555,32 тыс. руб.;

 

за счет роста средней себестоимости продукции

 

ΔПС = VРП1 * (- ΔС) = 380 * (-1,64)= - 623,20 тыс. руб.

 

. Балансовая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 67 тыс. руб. или 32,4 %, в то время как прибыль от реализации - на 77 тыс. руб. или 25,8 %. Снижение прибыли от реализации продукции сопровождалось замедлением роста выручки от реализации продукции (на 6,1 %) и опережающим ростом производственных затрат (на 7,8 %). Следует также отметить уменьшение внереализационных расходов - на 16 тыс. руб. или 28,0 %.

. Запас финансовой прочности в процентном отношении к выручке от реализации продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом снижается (60,1 % против 61,3 %), что свидетельствует о нестабильном финансовом состоянии в организационно-экономической деятельности ИП Мицуков, а значит и об уменьшении прогнозируемой прибыли за анализируемый период.

. В отчетном периоде нераспределенная прибыль составила 66,4 % от общего объема балансовой прибыли. Израсходовано 33,6 % балансовой прибыли, из нее 15,0 % - на текущий налог на прибыль, 18,6 % - на отвлеченные средства. Доля налога на прибыль в балансовой прибыли за период 2008-2008 г. г. осталась неизменной 15,0 %. В 2009 году из 18,6 % всех отвлеченных средств 10,7 % чистой прибыли направляется на «другие цели», включая возмещение предъявленных санкций; 7,9 % - на накопление резервных фондов.

Возможные пути эффективного использования доходов и расходов на предприятии ИП Мицуков следующие:

увеличить выручку от реализации хлебобулочной продукции;

расширить ассортимент предлагаемой продукции;

проводить различного рода акции (распродажа, сезонные скидки, скидки с крупной покупки и другое);

сократить затраты на персонал и транспортные издержки.


 








Сейчас читают про: