Интервенция в Россию (Смутное время)

«История Беларуси XVI–XVIII века»

Смерть последнего царя из династии Рюриковичей привела к борьбе за власть между боярами. Воспользоваться сложной ситуацией восточного соседа стремились и политические силы Речи Посполитой. Они использовали слухи о чудесном спасении царевича Дмитрия. В ВКЛ появился человек, возможно, местный шляхтич, который вошел в историю под именем Лжедмитрия І. Сначала его поддержали некоторые магнаты. Он пообещал им за помощь вернуть ВКЛ Смоленщину, шляхте пожаловать новые земли, распространить католическую веру. В 1604 г.самозванец во главе наемного войска и казаков выступил в поход на Москву. Следующим летом он был возведен на царский престол.

Московские бояре, недовольные политикой и поведением нового царя, организовали против него заговор. Во время восстания в 1606 г. он был убит. В России начался очередной этап борьбы за власть.

В 1609 г. король Сигизмунд III Ваза без согласия вального сейма начал войну против Российского государства и осадил Смоленск. В 1610 г.часть московских бояр решили пойти на переговоры с королем. Бояре пригласили на царство его сына, королевича Владислава. Войска Речи Посполитой смогли занять значительную часть Российского государства и вошли в Москву. Однако силы народного ополчения освободили от шляхетских войск Москву и ее окрестности.

Постепенно войска Речи Посполитой были отброшены к Смоленску. Но военные действия не прекратились. В 1618 г. шляхетские полки вместе с казаками смогли снова дойти до Москвы, но штурм города оказался неудачным. Лишить трона Михаила Федоровича Романова, которого избрал царем Земский собор, не получилось. Согласно Деулинскому перемирию1618 г. королевич Владислав Ваза сохранил титул царя, к ВКЛ вернулись смоленские земли (кроме Вязьмы). Черниговские и новгород-северские земли отошли к Польше. В результате Речь Посполитая достигла наибольших размеров за все время своего существования.

«Учебник по истории России. 7 класс»

В 1601 г. в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий. Это был беглый монах Григорий Отрепьев. Он тайно принял католичество и поклялся папе римскому ввести его в России. Он обещал передать Смоленск и Северскую землю польскому королю, а Новгород, Псков и миллион золотом — дочери польского магната Ю. Мнишека Марине, на которой собирался жениться <...> В 1604 г. Лжедмитрий со своим войском перешел российскую границу <...> В разгар борьбы с Лжедмитрием в апреле 1605 г. неожиданно умер царь Борис Годунов. На престол был возведен его 16-летний сын Федор <...> Русская армия, действовавшая против самозванца, вместе со своими воеводами вскоре после кончины Бориса Годунова перешла на сторону «природного царевича Дмитрия» <...> В июне 1605 г. войско самозванца беспрепятственно вступило в Москву. Вскоре под ликующие крики толпы Лжедмитрий I был провозглашен царем <...>

Чашу народного терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек, на которую съехалось около двух тысяч поляков. Бракосочетание проходило с нарушениями принятых на Руси православных обычаев. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая головных уборов, громко смеялись и разговаривали, избивали и грабили жителей <...> боярская верхушка организовала заговор. В ночь на 17 мая 1606 г., подняв набатным звоном москвичей, бояре-заговорщики ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия и убили его. Труп самозванца был выставлен на Красной площади на поругание. Через трое суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Речи Посполитой — страны, откуда он пришел. <...>

Летом 1607 г. объявился новый самозванец. Его отыскал в Могилеве казачий атаман Иван Заруцкий. Низкорослый бродячий учитель напоминал фигурой убитого в Москве самозванца. Он был переправлен в Россию, где остатки войск Болотникова признали его своим государем <...>

В сентябре 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Польско-литовское войско осадило Смоленск <...> В июне 1610 г. по приказу короля Сигизмунда III часть польского войска под командованием С. Жолкевского двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушином, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским потерпело жестокое поражение. Путь к Москве для польских войск был открыт.

Бедственным положением России воспользовались и шведы. Часть шведских наемных войск после клушинского поражения ушла на север. В 1611 г. шведские отряды во главе с Якобом Делагарди захватили Новгород и все русское побережье Финского залива, силой добиваясь признания шведского принца Карла Филиппа русским царем <...>. Шведские войска к весне 1612 г. захватили Гдов, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Тихвин и др.

Курак Ганна. НЕ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ // Огонёк. - № 31. - 12.08.2019. - С. 16

Что ближе Белоруссии — Восток или Запад? Случившееся нынешним летом оживление дискуссии о перспективах российско-белорусской интеграции и череда памятных исторических дат (от образования Белорусской губернии в составе Российской империи до юбилея Полоцкого собора, утвердившего духовное единство братских церквей) в самой Белоруссии читается в контексте более широком. В нем есть вопрос «Восток или Запад?», но нет четкого ответа на него.

Есть у белорусско-российской границы небольшой городок Мстиславль. Основанный в 1135 году смоленским князем Ростиславом Мстиславовичем, он вплоть до начала ХХ века напоминал переходящий трофей в руках властителей княжеств, королевств и республик. Его осаждали то литовские, то польские, то русские войска. Примечательно, что первый герб Мстиславлю даровал король Речи Посполитой Владислав IV, а второй — Екатерина II. Сегодня здесь на 10 тысяч населения четыре православные церкви, одна католическая и один бесхозный памятник архитектуры, который когда-то был костелом в иезуитском монастыре. Правда, последние два пришли в полное запустение: у одного рухнула стена и обвалилась крыша, другой тоже на ладан дышит. Хотя формально они представляют собой историческую ценность, охраняются государством и даже считаются «самыми восточными памятниками виленского барокко». Активисты били тревогу, просили помощи у минкульта, администрации президента и даже поляков, чьи предки когда-то эти костелы и понастроили. В ответ — тишина. Худо-бедно власти наскребли денег на консервацию того, что есть. О реставрации не может быть и речи. При этом удивительное дело — деньги на православные святыни нашлись. Даже на восстановление буквально из небытия Пустынского монастыря, который находится за пределами города. Жертвовал народ, выделяли местные власти и Белорусский экзархат Московского патриархата. Даже некий россиянин из далекого Магнитогорска подарил монастырю колокола. Кто-то скажет, что дело понятное: городок же на границе с Россией, влияние ближайшего соседа тут очевидно.

Однако есть в Белоруссии и другой пример — поселок Свислочь в 15 километрах от границы с Польшей. Знаменит тем, что это единственное место в стране, где установлен памятник революционеру Кастусю Калиновскому. Он в 1863–1864 годах организовал среди белорусов, литовцев, поляков и украинцев восстание за возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. Революция не удалась, погибло много людей, но имя неоднозначного героя до наших дней сохранилось. Известно, что Калиновский учился в Свислочской прогимназии, памятник ему здесь установили не просто так. Зато откуда в поселке взялся бюст товарища Сталина (тоже единственный в Белоруссии) — загадка! Сам Иосиф Виссарионович в здешних краях не бывал, инициатива поставить его в центре города принадлежит местным чиновникам. Зачем? Не объясняют. Может, чтобы он «приглядывал» за бронзовым революционером. А может, чтобы въезжающие поляки (совсем рядом пропускной пункт) понимали, что уже не дома.

Так или иначе, отношение к собственной истории у белорусов неоднозначное. И то, что дают школьные программы, каждый учитель может трактовать по-своему. В то же время нельзя упускать из виду факт, что первые письменные упоминания о белорусских территориях касаются независимых княжеств — Полоцкого и Туровского.

Это уже потом были ВКЛ (кстати, полное название Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское и иных земель), Речь Посполитая, Российская империя, к которым белорусы присоединялись не только насильно, но и по собственному желанию.

Грамотный педагог не забудет разъяснить ученикам, что ВКЛ и современная Литва — абсолютно разные вещи. Ведь, согласно летописям, основатель княжества Миндовг был выходцем из половчан, а резиденция литовских князей находилась не где-нибудь, а в Новогрудке (Гродненская область). В XVI в. три редакции Статута ВКЛ (свод законов, фактически правовая основа государства) были напечатаны не на литовском и даже не на латинском языках. На чистейшем старобелорусском, письменная традиция которого, увы, была утрачена из-за многовекового насаждения сначала польского, а потом русского. Расхожий миф, будто современный белорусский язык — лишь их синтез, появился из-за того, что на них велась вся документация, говорила знать. Однако простые крестьяне, хранители мощной фольклорной традиции, сберегли наследие предков. Не зря же первоклашкам, объясняя разницу между белорусской и русской традицией письма, говорят: «У беларускай мове як чуеш, так і пішаш, а в русском языке без правил никак». Но чтобы все это понять, нужно знать не только свою, но и соседскую историю, которая неотделима.

Хватает примеров, когда белорусские школьники становятся победителями и призерами как польских и литовских, так и российских олимпиад, конкурсов, конференций. Один из недавних случаев — старшеклассница Дина Ракович из маленького городка в Западной Белоруссии (той самой, которую принято считать пропольской) взяла диплом I степени на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского. Ее работа посвящена Суворову и раскрывает его как полководца, христианина, личность. Что подтолкнуло юную любительницу истории взяться именно за эту непростую тему? Могла бы ведь в сотый раз написать о могущественных и несказанно богатых Радзивиллах. Но, кажется, тренд на шляхетство, заданный в конце 80-х, прошел. Молодые белорусы хотят смотреть на свое прошлое с разных сторон. И даже если их предки-крестьяне под началом Суворова участвовали в подавлении восстания знатных поляков, желавших вернуть Речь Посполитую, они не видят в этом ничего зазорного.

В целом же спор о том, кто Белоруссии ближе, Восток или Запад, разрешить нельзя. На истфаке Мозырьского педуниверситета преподаватели рассказывают студентам анекдот, который как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию: «1812 год. У старушки-крестьянки из Минской губернии спрашивают: а ты, мать, за кого — русских или французов? Немножко подумав, бабуля выдает: а я хочу, чтоб Александр I Наполеона погнал-погнал и сам не вернулся!..»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: