Место внебюджетных фондов в структуре финансовой системы

 

Государственные внебюджетные фонды являются звеном государственных финансов финансовой системы.

Рассмотрим подробнее содержание финансовых отношений и направления финансовых потоков, которые связаны с государственными внебюджетными фондами.

Более 90% доходов государственных внебюджетных фондов формируется за счет единого социального налога, поступлений из бюджетов. Страховые взносы поступают от хозяйствующих субъектов, само занятого населения и территориальных бюджетов (за неработающее население) согласно федеральному законодательству.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации являются работодатели: организации, физические лица и индивидуальные предприниматели, которые вносят 20% (производители сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины народов Севера и крестьянские (фермерские) хозяйства - 15,8%) от начисленной в пользу работников по всем основаниям оплаты труда; индивидуальные предприниматели, тариф для которых установлен в размере 7,3% от суммы их дохода, уменьшенного на; расходы, связанные с его извлечением, либо от стоимости патента; адвокаты, перечисляющие 5,3% от начисленных в их пользу выплат. Те же категории лиц являются плательщиками в фонды обязательного медицинского страхования, тариф установлен в размере 3,1% (1,1% - поступает в Федеральный ФОМС; 2,0% - в территориальные ФОМС). Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации установлен для работодателей юридических и физических лиц в размере 2,9% от начисленной в пользу работников оплаты труда. Установлена регрессивная шкала налогообложения.

Расходы по уплате страховых платежей относятся на себестоимость продукции (услуг). В результате в социальные внебюджетные фонды поступает около 8% ВВП страны. Кроме того, средства в фонды могут поступать в результате удовлетворения регрессных требований, а также в форме добровольных взносов. Финансовый поток из внебюджетных фондов в направлении субъектов хозяйствования, перечисляющих основную сумму взносов, ограничен возвращаемыми организациям и индивидуальным предпринимателям по их требованию переплаченными ими по авансам взносами.

В качестве следующей группы финансовых отношений можно назвать взаимодействие с органами государственной власти. Правительство РФ на постоянной основе перечисляет из федерального бюджета средства в доходы всех социальных фондов, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации - на выплату базовой части трудовых пенсий и государственное пенсионное обеспечение, в Фонд социального страхования Российской Федерации - на выплату пособий пострадавшим от радиационных воздействий, в фонды обязательного медицинского страхования - на реализацию федеральных программ.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации средства поступают в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения.

В обратном направлении финансовые ресурсы не поступают: «Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат» (Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 143). Однако фонды могут кредитовать Правительство РФ, приобретая государственные ценные бумаги или заключая кредитные соглашения.

Доходы внебюджетных фондов перераспределяются в пользу домашних хозяйств в форме пенсий, пособий, оплате медицинских услуг и финансирования лечения и отдыха граждан. Их объем можно приблизительно оценить в 8,4% ВВП.

Особые финансовые отношения складываются у внебюджетных фондов с банками:

Во-первых, это отношения с Банком России, на счетах которого фонды хранят свои денежные средства. Таким образом, с одной стороны. Банк России пополняет свои ресурсы за счет остатков на текущих счетах фондов, с другой стороны, фонды могут использовать разветвленную структуру Банка России для бесперебойных и бесплатных расчетов.

Во-вторых, это отношения с коммерческими банками. Фонды в соответствии с нормами, регулирующими их деятельность, могут размещать временно свободные ресурсы на депозитных счетах в банках, а также заключать с ними кредитные договоры, восполняя временную нехватку денежных средств и не допуская приостановку выплат застрахованным.

Специфические финансовые отношения складываются у территориальных фондов обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями в тех регионах России, где в данном процессе задействованы три звена: фонд, страховая компания, лечебно-профилактическое учреждение. Аккумулированные страховые взносы фонд направляет страховщикам в размере, определяемом количеством застрахованных у них граждан и величиной тарифа на базовую медицинскую услугу. Страховщики направляют полученные средства на формирование резервов и оплату счетов лечебно-профилактических учреждений. Взносы страхователей являются источником финансирования выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве в форме пособий по временной нетрудоспособности единовременных и ежемесячных выплат, оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных, в том числе санаторно-курортного лечения, а также профессионального переобучения.

С января 2000 г. сформировался еще один финансовый поток между работодателями и Фондом социального страхования Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» хозяйствующие субъекты обязаны перечислять в Фонд страховые взносы, дифференцированные по группам отраслей (под отраслей) экономики с учетом класса профессионального риска. Тарифо-облагаемой базой является начисленный по всем основаниям доход застрахованных.

Государственные внебюджетные фонды как общественные институты и как часть финансовой системы появились в Российской Федерации относительно недавно и находятся в состоянии развития. Поэтому деятельность фондов сопряжена с целым рядом проблем и не обходится без недостатков. Тем не менее, на основании мирового, а теперь и российского опыта можно утверждать, что данная форма мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов перспективна.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета.

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: