Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов Фонда социального страхования за 2-3 года

 

Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя в частности проведение профилактики случаев профессиональных поражений. Отказ от проведения профилактики сделает систему социальной защиты от профессиональных рисков неоправданно дорогой и неэффективной. Финансирование проведения соответствующих предупредительных мероприятий может быть эффективно, только если будет носить массовый и сбалансированный характер.

Управление профессиональными рисками в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает в себя управление затратами, связанными с возмещением причиненного вреда застрахованным, и применение методов экономического стимулирования работодателей в улучшении условий труда. Применение таких методов позволяет уменьшить уровень профессионального риска и сократить расходы на страховое обеспечение, что выгодно как самому страховщику, так и обществу в целом, заинтересованному в обеспечении жизни, здоровья и безопасности своих членов, в сбережении трудовых ресурсов. Кроме того, система защиты от профессиональных рисков, деятельность которой сводилась бы только к предоставлению компенсаций без профилактики, будет неэффективной и чрезвычайно дорогостоящей. В этих целях Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) в 2009 г. финансирует три программы, связанные с охраной труда:

) финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (табл. 2);

Таблица 2. Финансирование предупредительных мер, направленных на снижение производственного травматизма и проф. заболеваемости в 2011-2013 гг., тыс. руб.

Показатель 2011 2012 2013
Сумма средств, направленных на финансирование предупредительных мероприятий Из них: 72 185,7 79 817,9 92 747,5
на профилактическое лечение (в% к сумме средств, направленных на финансирование) 24 783,8 (34,3) 28 572,2 (35,8) 40 838,8 (44)
на аттестацию рабочих мест (в% к сумме средств, направленных на финансирование) 12551,3 (17,4) 16 694,7 (20,9) 21432,9 (23,1)
на приобретение средств индивидуальной защиты (в% к сумме средств, направленных на финансирование) 34 820,1 (48,2) 33 991,4 (42,6) 28 157,6 (30,4)
на проведение работ по нормализации уровней запыленности, загазованности воздуха, уровней шума, вибрации и излучений (в% к сумме средств, направленных на финансирование) 30,5 0,04) 559,6 (0,7) 2318,3 (2,5)

 

Таблица 3. Финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2012-2014 гг.

Показатель

Российская Федерация

Приволжский федеральный округ

Нижегородская область

  2012 2013 2014 (план) 2012 2013 2014 (план) 2012 2013 2014 (план)
Выделено ассигнований, млн руб. 2 000 2 000 2 000 498,6 503,1 502,9 51,5 50,8 50,5
Прошли углубленные медосмотры, тыс. чел. 3 439,8 3215,1 3 030,3 859,5 811,3 762,0 88,8 82,0 76,5

 


 

Таблица 4. Обучение отдельных категорий застрахованных по охране труда в 2012-2013 гг.

Показатель для сравнения

Российская Федерация

Приволжский федеральный округ

Нижегородская область

  2012 2013 2012 2013 2012 2013
Количество застрахованных, тыс. чел. 62 924,1 57 094,0 (на 01.04.2009) 12 869,5 11755,3 (на 01.04.2009) 1611,4 1 460,3 (на 01.04.2009)
Количество работников, обучение по охране труда которых финансировалось за счет средств ФСС РФ, чел. (в% к количеству застрахованных) 291052 (0,46) 238 449 (план) (0,42) 60 332 (0,47) 46 593 (план) (0,40) 7511 (0,47) 5 727 (план) (0,39)
Сумма средств, предоставленных ФСС РФ для обучения застрахованных, тыс. руб. 535 841,2 479 354,1 (план) 108 472,6 92 363,2 (план) 12 768,7 10 995,8 (план)

 

Указанные мероприятия имеют различный порядок и источник финансирования, преследуют разные цели, и не всегда эти цели имеют страховую природу.

) приведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также приведение уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

) обеспечение лечебно-профилактическим питанием и витаминными препаратами работников, для которых указанное питание и витаминные препараты предусмотрены, и доброкачественной питьевой водой, отвечающей требованиям действующих санитарных правил и нормативов с учетом питьевого режима работников.

Финансирование углубленных медицинских осмотров проводится на основании «Правил финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 №813. Углубленные медосмотры работников направлены на раннее выявление и профилактику общих заболеваний, в том числе сахарного диабета, онкологических заболеваний, туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, и проводятся медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом поименных списков работников страхователя, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам.

Обучение по охране труда работников относится к числу важнейших профилактических мер по предупреждению трудовых увечий. Работа на предприятии в этом направлении предусматривает совместные действия руководства, работников, профсоюзных или иных уполномоченных работниками органов, поэтому наряду с руководителями и специалистами обучение по охране труда проходят и представители общественности. Серьезной проблемой при организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных остается отсутствие своевременного нормативного регулирования и единой базы данных по численности обученных застрахованных (по страхователям, регионам и видам деятельности), учета периодичности их обучения, что не позволяет объективно оценить потребность в обучении на следующий год. Кроме того, не имея соответствующей статистики, сложно оценить эффективность проведенного обучения.

Очевидно, что разные мероприятия по охране труда в разной степени оказывают влияние на уровень профессионального риска страхователя. Поэтому для оптимизации расходов ФСС РФ в этом направлении перед включением того или иного мероприятия в перечень предупредительных мер, проводимых в счет уплаты страховых взносов, необходимо оценить его эффективность с точки зрения снижения профессионального риска. Выявив наиболее эффективные предупредительные мероприятия, следует осуществлять их приоритетное финансирование. Остальные мероприятия должны осуществляться за счет работодателя при нематериальном стимулировании их проведения со стороны ФСС РФ.

Только превентивные мероприятия (внедрение индивидуальных, коллективных средств защиты, обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных) непосредственно приводят к снижению профессионального риска. Оздоровительные мероприятия (санаторно-курортное лечение и лечебно-профилактическое питание) позволяют уменьшить влияние неблагоприятных производственных факторов на здоровье застрахованных, не снижая при этом уровня профессионального риска. Оценочные мероприятия (аттестация рабочих мест по охране труда) позволяют только оценить текущее состояние профессионального риска, их проведение не влечет за собой ни снижения вероятности наступления страхового события, ни предотвращения и уменьшения последствий воздействия рисков. При всей своей высокой социальной значимости углубленные медицинские осмотры не влияют ни на величину профессионального риска, ни на определение его уровня, поэтому не могут быть отнесены ни к одной из указанных групп.

Исходя из указанного, интересы ФСС РФ должны быть сосредоточены в первую очередь на финансировании превентивных мероприятий. Также ФСС РФ заинтересован в осуществлении оздоровительных мероприятий - профилактическом лечении работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, но только при условии их обоснованности - оздоровление застрахованных должно проводиться на основании медицинских заключений и на том этапе, когда еще есть возможность нивелировать влияние вредных и (или) опасных производственных факторов, не доводя до установления диагноза «профессиональное заболевание». От финансирования оценочных мероприятий - аттестации рабочих мест, а также от проведения углубленных (дополнительных) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, финансируемых сверх 20% страховых взносов, - ФСС РФ следует отказаться.

На основе опыта коммерческого страхования, при высокой убыточности определенного вида страхования и заинтересованности страховщика в снижении страхового риска, страховщик может использовать средства из резерва предупредительных мероприятий на снижение риска. Превентивная форма страховой защиты связана с профилактикой, предупреждением причин, вызывающих страховые случаи или увеличивающих их частоту по сравнению со среднестатистической, заложенной в тарифную ставку. За счет резерва предупредительных мероприятий страховая фирма может организовать проведение различных инженерно-технических и других мероприятий, позволяющих снизить не только частоту и тяжесть страховых случаев, но и выплаты по ним. Оценка уровня страхового риска за счет резерва предупредительных мероприятий не осуществляется, так как не приводит к снижению количества и тяжести страховых случаев и объема страховых выплат.

Изменение перечня мероприятий по охране труда позволит сократить расходы ФСС РФ, но необязательно эта мера скажется на проведении других видов предупредительных мероприятий. Проведение превентивных и оздоровительных мероприятий невозможно без предварительных оценочных мероприятий. Например, для приобретения средств индивидуальной защиты и приобретения, реконструкции и модернизации средств коллективной защиты работников необходима предварительная оценка потребности в этих мерах, что возможно только при проведении необходимых замеров с помощью приборов контроля за состоянием условий труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Для обоснованного проведения профилактического лечения работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, необходимо предварительно выявить круг лиц, нуждающихся в таком лечении и применительно к которым данное лечение даст положительный эффект. Это невозможно без предварительного проведения обязательных периодических и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Если проведение указанных оценочных мероприятий ФСС РФ сделает необходимым условием для получения разрешения на финансирование в счет уплаты страховых взносов, страхователи будут вынуждены проводить данные мероприятия по охране труда за свой счет. Кроме того, проведение обязательных периодических медицинских осмотров и аттестации рабочих мест - необходимое условие для получения скидки к страховому тарифу. Получается, что ФСС РФ, вкладывая свои средства в данные предупредительные мероприятия, в частности в аттестацию рабочих мест, сам же заинтересован в уменьшении своих будущих доходов. Поскольку в снижении страхового тарифа должен быть заинтересован страхователь, то только он обязан осуществлять действия, на это направленные. Таким образом, и без финансирования оценочных мероприятий в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний они будут проводиться в достаточном объеме, поскольку финансовые стимулы для их проведения у работодателей останутся.

В настоящее время у ФСС РФ нет единого подхода к финансированию мероприятий по охране труда. В 2009 г. действуют три независимые программы: финансирование мероприятий, связанных с обучением по вопросам охраны труда отдельных
категорий застрахованных; финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Первые две программы направлены на снижение профессионального риска у конкретных работодателей, однако способы их финансирования различны. Третья программа на уровень профессионального риска непосредственного влияния не оказывает.

Региональные отделения ФСС РФ дают страхователям разрешения направить часть страховых взносов на оплату углубленных медицинских осмотров работников в соответствии с договорами, заключаемыми между страхователями и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности. Цель данного мероприятия не связана с уровнем и снижением профессионального риска. Поэтому, несмотря на высокое социальное значение данного мероприятия, возникает вопрос о соответствии поставленной цели выбранному источнику финансирования - средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Связь между возникновением общих заболеваний и условиями труда на предприятиях той или иной отрасли не установлена, так как в противном случае такое заболевание должно быть признано профессиональным. Но, поскольку страховой тариф в данном виде социального страхования дифференцирован, то участие в формировании резерва для финансирования углубленных медицинских осмотров также будет зависеть от класса профессионального риска страхователя: страхователи, отнесенные к более высокому классу профессионального риска и уплачивающие страховые взносы исходя из большего страхового тарифа, будут участвовать в формировании резерва дополнительных медицинских осмотров в большей сумме (с рубля фонда оплаты труда), чем организации, имеющие более низкий класс профессионального риска и более низкий страховой тариф. Страховой тариф за счет формирования данного резерва увеличивается тем больше, чем выше класс профессионального риска. Подлежат дополнительным медицинским осмотрам только работники, занятые во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на то, что в формировании соответствующего резерва в разной степени участвуют все страхователи, что ставит застрахованных в неравные условия, несмотря на то, что общие заболевания от вредности и опасности условий труда не зависят: с одной стороны, лишаются права на углубленные медосмотры с целью выявления общих заболеваний страхователи, не имеющие вредных и (или) опасных условий труда; с другой стороны, страхователи, имеющие вредные и (или) опасные условия труда и низкий класс профессионального риска, участвуют в формировании соответствующего резерва в меньшей степени, чем страхователи с вредными и (или) опасными условиями труда и высоким классом профессионального риска. Количество углубленных медосмотров, проводимых среди работников данного страхователя, не зависит от величины перечисленных страховых взносов. Сумма финансирования проведенных углубленных медосмотров в конкретной организации могут превышать страховые взносы, т.е. расходы бюджета обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по конкретной организации без учета страховых выплат могут превышать доходы. Исходя из возникших противоречий, остается признать, что бюджет обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве является ненадлежащим источником финансирования дополнительных медицинских осмотров. Поскольку утрата трудоспособности в результате общего заболевания для ФСС РФ социального страхования является страховым случаем и влечет за собой страховые выплаты (выплату пособия по временной нетрудоспособности и обеспечение техническими средствами реабилитации), проведение дополнительных медицинских осмотров, направленных на раннее диагностирование и профилактику общих заболеваний, - важное предупредительное мероприятие. Целесообразно установить источником его финансирование те доходы ФСС РФ, за счет которых формируются резервы для последующих страховых выплат в связи с общими заболеваниями. А именно подлежащие перечислению в ФСС РФ части единого социального налога, налога на совокупный доход, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Для финансирования обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных ФСС РФ передает в федеральный орган исполнительной власти (в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 18 Закона №125-ФЗ), осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 479 354,1 тыс. руб. (0,84% от плановых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2014 г.).

Решение о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в отношении того или иного страхователя, принимается региональным отделением ФСС РФ, в котором претендующий на финансирование страхователь состоит на учете. Сумма финансирования не может превышать 20% от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предыдущем году.

Увеличить период для обращения за финансированием до полугода, при этом сместить его на более ранние сроки - с 1 января до 30 июня включительно. Это позволит страхователям проводить финансируемые мероприятия в течение всего года и обеспечит выполнение долгосрочных или сезонных мероприятий, таких как приведение уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума, вибрации и излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и санаторно-курортное лечение. Это возможно только при утверждении постоянно действующего порядка финансирования предупредительных мер за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и внесении изменений в перечень предупредительных мер не чаще, чем раз в три года; для предприятий малого бизнеса разрешить накапливать суммы разрешенного финансирования за несколько лет (например, три года) и использовать их в одном году; упростить процедуру оформления разрешения на финансирование предупредительных мер, сократив перечень документов до заявления страхователя и плана финансирования, обоснованность произведенных расходов проверять в ходе ревизионных проверок работодателей; ввести единый порядок финансирования для всех мероприятий по охране труда, включая обучение отдельных категорий застрахованных по охране труда; включать в перечень мероприятий только те, которые приводят к снижению профессионального риска и (или) страховых выплат, а именно превентивные и оздоровительные мероприятия; оценочные мероприятия как не влияющие на уровень профессионального риска должны осуществляться страхователем за счет собственных средств; в целях стабилизации бюджета ФСС РФ финансирование предупредительных мер по охране следует включить в расходную часть бюджета отдельной строкой и формировать за счет части надбавки к страховому тарифу.

Средства, которые могут быть направлены на финансирование предупредительных мероприятий, ограничены величиной префицита - суммой, меньшей, чем 20% от страховых взносов, перечисленных всеми страхователями. Это может привести к отказам в финансировании страхователям, имеющим на это право.

Фонд социального страхования РФ, будучи заинтересованным в снижении профессионального риска, должен так организовать предоставление финансирования предупредительных мероприятий по снижению профессиональных рисков, чтобы им могли воспользоваться как можно больше страхователей. [6, c. 22]





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: