Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики

 

Сократ (около 469 год до н. э. - 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, называемых Сократовскими диалогами. Этот человек являлся величайшим просветителем своего времени. Широко известен он и своими педагогическими воззрениями. Являлся учителем Платона. К сожалению, за свои прогрессивные взгляды, Сократ был осужден афинским судом на смерть. Его обвиняли в непочтении к богам, пропаганде новых божеств и развращении молодежи.

Вся просветительская деятельность Сократа, в том числе и педагогическая, была связана с софизмом - течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Сократ резко критиковал софистов за пренебрежение к истине и в споре с ними пытался восстановить истинность знания, его авторитет.

В отличие от софистов, которые полагали, что цель педагогической работы - подготовка к практической деятельности, Сократ считал, что целью является моральное самосовершенствование ученика, его личностный рост, а не просто подготовка к реальной жизни и быту.

Во времена деятельности Сократа система образования расслаивалась на 2 ступени: первая ступень (основная) была связана с изучением этики, а вторая изучала специальные практические вопросы. Философ защищал такую систему образования, хотя и считал себя специалистом только в вопросах этики и, по свидетельству Ксенофонта, отсылал своих учеников к другим учителям для изучения других дисциплин.

Сократ определял интеллект как вектор любой деятельности человека. При этом он связывал его с целями и методами достижения. Сократ говорил, что счастья и гармонии достигает тот человек, у кого отсутствуют противоречия между целями и способами достижения. И, напротив, расхождение этих двух понятий ведет к чувству горести, беспокойства и приниженности. Сократ полагал, что любая деятельность человека должна основываться не только на личных интересах, но и с интересами ближних. Таким образом, ученый заложил учение о «доброй природе человека», согласно которому мужчины и женщины были равны, однако не все люди равны по способностям.

Сократ уделял большое внимание способностям в своей педагогической системе. История донесла до нас свидетельства древнегреческого писателя и философа Ксенофонта, который говорил: «Призраками хороших способностей Сократ считал быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал, запоминание выученного и интерес ко всем занятиям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь воспользоваться действиями людей».

Сократ считал, что наиболее верным и надежным путем выявления способностей являлось самопознание. Он часто говорил своим ученикам слова, начертанные в Дельфийском храме: «Познай самого себя».

Учение Сократа о способностях играет важную роль в его педагогической системе, потому что именно по этому критерию он определял «право на образование» того или иного человека. Также философ по наличию определенных способностей судил о пользе, который человек может принести обществу.

Учение о способностях темно связано с проблемой учителя. Сократ говорил о том, что учительская деятельность не просто дает знания, но и вызывает у учащегося лучшие душевные силы на основе внимательного изучения его склонностей и способностей. Более того, философ называл вызов этих самых сил - «вторым рождением» и сравнивал учительскую деятельность с «повивальным искусством». В учении Сократа учитель должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельную добычу знаний, их анализ. Он считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.

Схема извлечения знаний из личности воспитанника была таковой: сначала нужно было разрушить все ложные представления учащегося, показать ему, как мало он знает, а затем, уже на подготовленной почве строить систему новых представлений. Каждый этап этой системы воспринимался учеником как неизбежное, новое, но близкое, растущее из собственного «Я».

Сократ очень дорожил своей учительской деятельностью: на суде у него был выбор - или он отказывается от нее, либо его ждет смерть. Как известно, он выбрал второй путь, потому что не представлял себя вне педагогической деятельности. Последователь Сократа - Платон - оставил в своем труде «Апологии Сократа» такие слова своего учителя: «…и пока дышу и в силах, не перестану заниматься философией».

Современники и последователи Сократа отмечали, что он был очень увлеченным человеком, который ценил и любил своих учеников, однако, был с ними строг и требовал отказа от привычного уклада жизни.

Кроме всего, Сократ использовал новый для того времени метод обучения - беседу, в отличие от софистов, которые предпочитали лекции. Особенность бесед Сократа заключалась в том, что сначала обсуждались простейшие жизненные случаи, но затем темы усложнялись. При этом были использованы сравнения, метафоры, обороты, сатира, которые облегчали ученикам восприятие смысла беседы. Сократ включался в поиск истины вместе со своими учениками, исходя из знаменитого положения: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Другой стороной Сократовской учительской деятельности является его отношение к спартанской модели воспитания. Философ склонялся к ней, полагая, что в Афинах уделяется недостаточно внимания военному делу и гимнастике. «В Афинах, - говорил Сократ, - не организовано государственное обучение военному делу, но из этого не следует, что и каждый гражданин индивидуально должен относиться к нему без внимания: нет, всякий должен заниматься им, нисколько не меньше. Ни в какой другой борьбе, и вообще ни в какой профессии ты не будешь в убытке от того, что лучше разовьешь организм. Во всех человеческих профессиях тело нужно, а во всех случаях, где применяется телесная сила, очень важно возможно лучшее развитие организма.

Из всего сказанного следует, что Сократ выступил на поле общественно-педагогической деятельности, прежде всего как реформатор в области высшего образования, не меняя при этом форм этого образования, установленных софистами, но вкладывая в эти формы новое содержание.

Однако, Сократ все-таки оставался человеком своей эпохи. Некоторые его взгляды весьма противоречивы и известны под названием «Сократовы парадоксы». Кроме того, история показывает, что он довольно резко отзывался об основном демократическом институте - замещении должностей по жребию. Сократ предлагал передать власть аристократии и отстранить от нее более широкие массы населения, такие как купцы, ремесленники, земледельцы и др.

В связи с этим становится понятным, почему в оценке института рабства Сократ пребывал на уровне типичных представителей рабовладельческого общества.

Однако Сократ в то же время исходил из убеждения, что личное совершенствование каждого человека в отдельности должно привести к полной перемене общественных отношений, путем реализации в них чисто теоретических положений добра и истины.

 

3.
Педагогические воззрения Платона



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: