Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э

Модель воспитания в Афинах и Спарте

 

В античные времена существовали две модели воспитания - афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне должны были уметь музицировать и петь, слагать стихи и вести беседу. Кроме того, велось приобщение к благодетели.

Спартанцы же, напротив, предполагали в человеке физическое начало, чем духовное. Спарта готовила будущих воинов, которые могли не владеть эпистолярным навыком или умением красиво петь, но зато должны были искусно владеть оружием, тактикой ведения боя и т.д. Идеалом воспитания являлся сильный, мужественный воин, способный переносить лишения, боль и трудности.

Столь резкие различия в этих воспитательных моделей объясняются политическими и экономическими особенностями государств. Спарта являлась центром работорговли, кроме этого, она часто вела завоевательные походы и другие войны, поэтому, чтобы сохранить боевой дух государства, воспитание молодого поколения считалось делом государственной важности и имело жесткий характер. Также принципиальное отличие моделей воспитания Афин и Спарты заключалось в том, что спартанской система подавляла личность, а афинская - наоборот, культивировала индивидуальность.

И в Афинах, и в Спарте дети до 7 лет обучались и воспитывались в семье. В Спарте здоровые мальчики и девочки покидали семью и обучались в закрытых школах. Следует отметить, что не все дети могли дожить до этого: больных и слабых малышей, как правило, убивали. Многие дети погибали и во время обучения в школе.

Афинская модель воспитания была намного мягче. Дети после 7 лет шли в школу в сопровождении раба, которого называли «педагогом» - детоводителем. В целом, школьное воспитание Афин носило развлекательный характер. Дети в школах отдыхали от труда, проводили досуг, который, как полагали древние греки, способствует физическому и духовному развитию.

Сравнивая эти две модели воспитания, спартанская сильно проигрывала, ее часто критиковали. Аристотель, который предлагал начало воспитания детей с «заботы о теле», однако, осуждал Спарту за жестокость и насилие. Он писал, что тяжелые физические упражнения превращают детей в «диких животных». «Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не дикого животного», - писал Аристотель.

Другой древнегреческий философ - Платон - в трактате «Законы» предлагал соединить спартанскую и афинскую системы воспитания, соблюдая «золотую середину». Платон предлагал уделять большое внимание физическим упражнениям и танцам. Однако, в другом его труде - «Государство» - ясно прослеживается афинской педагогической традиции.

Так же, как Аристотель и Платон, многие другие античные философы поддерживали афинскую модель воспитания или предлагали объединить ее со спартанской, дабы достичь всестороннего, идеального воспитания. Например, римскую модель воспитания часто называют объединяющей Афины и Спарту, потому что в Риме физическое воспитание существовало наряду с умственным и духовным.

Подводя итог, можно сказать, что афинская модель воспитания продвинулась намного дальше, чем спартанская, так как одна лишь физическая сила без душевного благородства - ничто. Древние греки сформулировали идеальную цель воспитания - всестороннее (духовное и физическое) и гармоничное развитие личности. Также Афины существенно повлияли на основную закономерность педагогики - обучение и воспитание граждан детерминируется государственно-политической системой. Демократия в государстве дает возможность развития гуманистической педагогической системы.

 

Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э.

 

Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замужества дома, обучаясь элементарным навыкам чтения, письма, музыке. Общими словами женщины обучались ведению домашнего хозяйства и семейного очага.

Целью афинского образования являлось то, чтобы человек ощутил себя полноправным членом общества, осознал себя как гражданин. Задачи воспитания и обучения сводились к тому, чтобы личная индивидуальная культура человека поднималась. Все это характеризовало его как «свободнорожденного» эллина из высшего общества.

Воспитание имело две основные задачи - воспитание интеллектуальное и физическое. В первые годы обучения эти задачи разделяли частные мусические и гимнастические школы.

Мусическая школа - это многолетняя школа (от 7 до 16 лет), в которой дети изучали грамоту, литературу, искусства и науки. Другими словами упор делался на интеллектуальное, духовное воспитание. В мусической школе существовали покровительницы обучения - музы и их «предводитель» - Аполлон. Итак, мусическая школа являлась общеобразовательной и ставила своей задачей дать учащимся литературное и музыкальное образование на соответствующей классовой основе и далее ознакомить их с элементами других наук без какой-либо профессионализации.

Гимнастическая школа (Палестра) - частное учреждение под предводительством бога Гермеса, где дети воспитывались физически, развивалась культура тела. Обучение в гимнастической школе присоединялось к воспитанию в мусической и начиналось с 12 лет. Платон в своем диалоге «Протагор», описывая мусическую школу, также упоминал и гимнастическую: «Так еще, кроме того, посылают детей в школу гимнастики, чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приходилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне, и в прочих делах». Из этого отрывка следует, что мусические школы появились раньше, чем гимнастические.

этап школьного воспитания и обучения начинался с 16 лет и длился до 18. В это время подростки посещали государственные гимнасии - учреждения, в которую поступали наиболее состоятельные ученики, окончившие мусические и гимнастические школы.

Как говорилось выше, образование в древней Греции носило больше развлекательный характер. Гимнасии не являлись исключением. В них собирались юноши для дальнейшего усовершенствования в гимнастике, с целью приятно провести время, поделиться новостями и понаблюдать за спортивными соревнованиями. Также в гимнасиях часто выступали популярные философы и мужчины не отказывали себе в удовольствии присутствовать на подобных дискуссиях.

Живая и непринужденная обстановка гимнасии располагала к умственной тренировке. Беседы младших со старшими, свободная связь взрослого с подростком давали учащемуся возможность найти себя, сформировать собственное мнение. Наиболее известными являются три гимнасия - Ликей, Академия и Киносарг, располагавшиеся в Афинах и содержавшиеся на государственные средства.

И, наконец, третьим этапом являлась эфебия - государственная военная организация. В этом заведении обучались молодые люди от 18 до 20 лет, принадлежавшие к трем высшим сословиям. Представители двух высших классов образовывали привилегированный отряд «всадников». Каждый год составлялись списки призывников, которые хранились в течении 40 лет после окончания обучения. В среднем, каждый год зачислялось около 1000 человек. Зачисление в эфебию было связано с принесением присяги на верность, которая, также, превращала молодого человека в граждански правоспособное лицо: ему давалось право наследования, право опеки, право распоряжения имуществом и право быть членом народного собрания. Присяга означала переход юноши во взрослую жизнь, превращала его в воина.

В эфебии большое внимание уделялось физической тренировке и упражнениям военного характера. Молодые люди участвовали в борьбе, беге, упражнялись в верховой езде, в езде на колеснице, метании копий, дисков, стрельбе из лука. Кроме этого они изучали теоретические вопросы военного дела, такие как: употребление военных машин, искусство постройки лагерей, посещали военные корабли с целью постижения основ кораблестроения. Данная программа обучения функционировала на первом году обучения в эфебии.

На втором году обучения существовала торжественная традиция: учащиеся эфебии устраивали смотр перед народом, где показывали строевые приемы, свою силу и выносливость. После этого каждый прилежный учащийся получал щит и копье, которые являлись символами превращения молодого человека в гарнизонного военнослужащего. В его обязанности теперь входила защита границ и дежурство на сторожевых постах. Эфебы-всадники исполняли более почетные обязанности, такие как: принятие послов, их охрана, защита высших сановников государства.

Таким образом, можно говорить о том, что выпускники эфебии составляли привилегированный слой общества. Они являлись гордостью города, занимали почетные места на пышных празднествах.

Система школьного воспитания в Афинах воспитала не одно поколение мужественных воинов, блестящих деятелей мысли и слова. Афиняне стремились к разностороннему воспитанию, к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Однако, рабовладельческие нравы того времени не смогли дать афинской системе воспитания дальнейшее развитие, т.к. основной тенденцией было презрение к физическому труду, который был долей рабов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: