Общие сведения о деятельности Платона

 

Древнегреческий философ Платон (428/427 год до н. э. - 348/347 год до н. э.) родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа. Платон считается основателем идеалистического направления в философии, известен тем, что нарисовал утопическую картину идеального рабовладельческого государства. Также философ занимался политикой, этикой, наукой о душе человека, о познании мира и т.д. Известен Платон и своими педагогическими взглядами. К сожалению, в литературном наследии философа нет чисто педагогических трудов, однако многие его трактаты носят воспитательный характер. Наиболее известны труды «Государство», «Законы», «Пир» и «Федр».

Педагогическая работа являлась для Платона одним из важнейших видов общественной деятельности. Историки указывают на ранние сократические диалоги Платона - «Лахет», «Эвтидем», «Тимей», где явно прослеживаются различные оформления педагогических суждений.

Как известно, огромное влияние на Платона оказал его учитель - Сократ, который не только смог приобщить молодого человека к философской деятельности, но и оформил его мировоззрение.

Педагогическая система Платона наиболее точно описана в труде «Государство», где философ изложил большинство своих мыслей. Для того, чтобы понять педагогическую систему, нужно обратиться к ее истокам.

Итак, в период античности идеи софистов пытались объяснить общие вопросы мироздания, однако, эти объяснения были неточны и разрознены. Софисты не вникали в глубину человеческого сознания и вообще строили свои концепции на очень сомнительных выводах. Будучи учеником Сократа, который боролся с софистикой, Платон тоже стремился опровергнуть неверные представления о мире. Система Платона слила разрозненные элементы науки в единое целое, дополнила и углубила полученные ранее знания.

 

Метафизические и психологические основы образования

 

Образование Платон тесно связывал со своими метафизическими взглядами. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лучшая сторона, соответствующая миру идей, худшая, которая несет хаос и разрушения и промежуточная часть души, соответствующая становлению, то есть равновесию остальных частей.

Образование человека способствует его приобщению к лучшей стороне души, полагал Платон. До тех пор, пока доброе начало господствует в человеке, его душа приобщена к миру идей и испытывает райское блаженство. Воспитание человека Платон понимал как путь совершенствования. Кроме этого, Платон говорил о том, что именно образование позволяет человеку достичь всеединой красоты.

Психологические основы образования у Платона были связаны с его учением о том, что каждый человек владеет многообразием знаний. Он полагал, что душа человека - бессмертна, а, следовательно, она существовала всегда и видела много вещей. Платон говорил, что нет такого знания, которого бы не знала душа человека. Остается лишь «вспомнить» нужное знание, отыскать его среди других.

Образование человека также тесно связано с процессом познания у Платона. Познание - многоступенчатый процесс: сначала идет познание чувственное - самое простое, затем оно переходит к анализу знания, проверке его на истинность. Третьим этапом является распад знания на посредственное познание или на непосредственное созерцание идей.

Таким образом, познание ведет к самосознанию человека, к его совершенствованию. Именно благодаря воспитанию и обучению, поиску новых знаний человек становится самим собой, приходит к счастью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: