Вклад теории нациссизма

Важный вклад в развитие представлений о личностных расстройствах внесла психоаналитическая теория нарциссиз­ма. Еще 3. Фрейд выделял четыре совершенно различных явле­ния, которые он обозначал понятием «нарциссизм»:

1) патологическая фиксация либидо на собственной персоне (ближе всего к классической древнегреческой легенде о Нарцис­се);

2) специфический выбор объектов на нарциссической основе (т. е. таких предпочтений в интерперсональных отношениях, при которых человек видит в других себя или свой желанный идеаль­ный образ);

3) развитие либидо в психотическом направлении (отнятие либидо от объекта и обращение его на собственное «Я»);

4) описание здорового нарциссизма, понимаемого как здоровое чувство самоценности.

288


Именно последнее значение во многом определяет современ­ную теорию нарциссизма. Уже упомянутое выше, введенное Х.Хартманом понятие самости дало мощный толчок развитию теории нарциссизма, в рамках которой постулируется важнейшая роль процесса регуляции чувства собственной ценности для пси­хического здоровья. Глубинное и длительное нарушение чувства собственной ценности стало называться в психоанализе нар-циссинеским личностным расстройством.

Понимание всех личностных расстройств как нарциссических именно в вышеупомянутом смысле восходит к X. Кохуту, который рассматривал нарциссизм (чувство своей ценности) как врожден­ную первичную потребность или часть либидонозной энергии, направленную не на объекты, а на самого себя. Таким образом, наряду с инстанциями Ид, Эго и Супер-эго он ввел инстанцию самость (Selbst). Согласно X. Кохуту, первичный нарциссизм маленького ребенка трансформируется двояким образом:

1) в нарциссическое идеализированное «Я», которое выража­ется в потребности в восхищении, с одной стороны, и грандиоз­ных фантазиях — с другой, и представляет собой нормальный этап в развитии здорового честолюбия и чувства собственной ценности;

2) в идеализированные образы родителей и других близких, которйе, по мере здорового психического развития, начинают трансформироваться в субъективную идеальную концепцию ро­дителя.

«Если соответствующая возрасту трансформация первичных нарциссических образований (сверхидеализация себя и сверх­идеализация родителей) по каким-то причинам не удается, то грандиозные селфобъектные репрезентации остаются действен­ными на бессознательном уровне. Они обусловливают пережива­ния и поведение нарциссического человека в виде неудовлетво-римых и нереалистичных требований к себе и (или) к другим. Нарциссические расстройства в рамках этой модели (имеется в виду модель Кохута. — А.Х.) понимаются в виде травматического опыта в интерперсональных отношениях на первом году жизни» (Fiedler P. — 1998. — S. 66 — 67). Результатом этих нарушений является фиксация на архаическом грандиозном «Я» и психоло­гическая защита в виде высокомерия и самовлюбленности при внутреннем глубинном чувстве своей ничтожности, проявляю­щемся в неуверенности, легко возникающем чувстве стыда, ро­бости, ипохондрических страхах — вплоть до депрессивных со­стояний.

Другим возможным нарушением может быть остановка нор­мального процесса деидеализации образа родителей в результате каких-то травм в интерперсональных отношениях, что, в свою очередь, приводит к фиксации на идеализированном образе ро-

289


дителей. Это затрудняет интериоризацию родительской функции в инстанцию «самость». Самые ничтожные поводы могут давать толчок к чувству разочарования и обиды, а зачастую может во j никать непонятная ярость, как следствие нереалистичной потреб ности в идеализированных объектных отношениях. В результате такие личности находятся в вечном поиске близости и опеки со стороны авторитетного идеального объекта.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: