Важный вклад в развитие представлений о личностных расстройствах внесла психоаналитическая теория нарциссизма. Еще 3. Фрейд выделял четыре совершенно различных явления, которые он обозначал понятием «нарциссизм»:
1) патологическая фиксация либидо на собственной персоне (ближе всего к классической древнегреческой легенде о Нарциссе);
2) специфический выбор объектов на нарциссической основе (т. е. таких предпочтений в интерперсональных отношениях, при которых человек видит в других себя или свой желанный идеальный образ);
3) развитие либидо в психотическом направлении (отнятие либидо от объекта и обращение его на собственное «Я»);
4) описание здорового нарциссизма, понимаемого как здоровое чувство самоценности.
288
Именно последнее значение во многом определяет современную теорию нарциссизма. Уже упомянутое выше, введенное Х.Хартманом понятие самости дало мощный толчок развитию теории нарциссизма, в рамках которой постулируется важнейшая роль процесса регуляции чувства собственной ценности для психического здоровья. Глубинное и длительное нарушение чувства собственной ценности стало называться в психоанализе нар-циссинеским личностным расстройством.
|
|
Понимание всех личностных расстройств как нарциссических именно в вышеупомянутом смысле восходит к X. Кохуту, который рассматривал нарциссизм (чувство своей ценности) как врожденную первичную потребность или часть либидонозной энергии, направленную не на объекты, а на самого себя. Таким образом, наряду с инстанциями Ид, Эго и Супер-эго он ввел инстанцию самость (Selbst). Согласно X. Кохуту, первичный нарциссизм маленького ребенка трансформируется двояким образом:
1) в нарциссическое идеализированное «Я», которое выражается в потребности в восхищении, с одной стороны, и грандиозных фантазиях — с другой, и представляет собой нормальный этап в развитии здорового честолюбия и чувства собственной ценности;
2) в идеализированные образы родителей и других близких, которйе, по мере здорового психического развития, начинают трансформироваться в субъективную идеальную концепцию родителя.
«Если соответствующая возрасту трансформация первичных нарциссических образований (сверхидеализация себя и сверхидеализация родителей) по каким-то причинам не удается, то грандиозные селфобъектные репрезентации остаются действенными на бессознательном уровне. Они обусловливают переживания и поведение нарциссического человека в виде неудовлетво-римых и нереалистичных требований к себе и (или) к другим. Нарциссические расстройства в рамках этой модели (имеется в виду модель Кохута. — А.Х.) понимаются в виде травматического опыта в интерперсональных отношениях на первом году жизни» (Fiedler P. — 1998. — S. 66 — 67). Результатом этих нарушений является фиксация на архаическом грандиозном «Я» и психологическая защита в виде высокомерия и самовлюбленности при внутреннем глубинном чувстве своей ничтожности, проявляющемся в неуверенности, легко возникающем чувстве стыда, робости, ипохондрических страхах — вплоть до депрессивных состояний.
|
|
Другим возможным нарушением может быть остановка нормального процесса деидеализации образа родителей в результате каких-то травм в интерперсональных отношениях, что, в свою очередь, приводит к фиксации на идеализированном образе ро-
289
дителей. Это затрудняет интериоризацию родительской функции в инстанцию «самость». Самые ничтожные поводы могут давать толчок к чувству разочарования и обиды, а зачастую может во j никать непонятная ярость, как следствие нереалистичной потреб ности в идеализированных объектных отношениях. В результате такие личности находятся в вечном поиске близости и опеки со стороны авторитетного идеального объекта.