Большой вклад в развитие современных представлений о психологических механизмах возникновения и развития личностных расстройств внес постклассический психоанализ — психология «Я», теория объектных отношений, психология самости Хайнц Кохута. Основные положения этих теорий и их отличия от классического анализа были рассмотрены нами ранее (см. т. 1, гл. 3). Важным толчком для развития теории объектных отношений послужила психология «Я» Х.Хартмана, указавшего на то, что отношения с объектами окружающего мира не сводятся к механизму катексиса и энергетическим процессам распределения либидо. Интроецированные объекты обладают рядом когнитивных характеристик, таких как константность, дифференцирован -ность, интегрированность. Отношения с объектами, по Х.Хар-тману, проходят три стадии: 1) первичного нарциссизма — слитности субъекта с объектом; 2) восприятия объектов с точки зрения их способности удовлетворять потребности; 3) восприятия объектов как отдельных относительно константных сущностей, имеющих собственные потребности и особенности. Он вводит понятие самости (Selbst) в новом когнитивном понимании как систему представлений о себе. Различные отклонения в развитии личности в рамках психологии «Я» связываются с плохо интегрированной 'и слабо дифференцированной концепцией «Я».
|
|
В последующих разработках в рамках теории объектных отношений личностные расстройства связываются прежде всего с неудачным прохождением стадии сепарации, по Маргарет Малер (см. т. 1, гл. 3). В рамках трех основных стадий развития (симбиоз, сепарация, индивидуация) она выделила шесть субстадий: симбиоз, дифференциация, фаза тренировки (в самостоятельности), повторное сближение (с объектом), консолидация индивидуальности и начало эмоциональной константности объектов. Личностные нарушения М. Малер связывала с неудачным прохождением указанных субстадий, которые, в свою очередь, связаны с нарушением межличностных отношений на ранних этапах развития. Эти нарушения заключаются в неумении матери найти баланс поведения, соответствующий конфликтным потребностям ребенка в близости и симбиозе, с одной стороны, и в самостоятельности и автономии — с другой.
Вот как характеризует суть концепции теории объектных отношений один из ведущих немецких специалистов по личностным расстройствам Р. Фидлер: «Личностные расстройства в значительно большей мере, чем это было в теории влечений (имеется в виду теория влечений З.Фрейда. — А.Х.) рассматриваются как индивидуальный ответ или способ совладания с комплексным нару-
287
шением межличностных отношений. Этиологически эти нарушения рассматриваются как следствие нарушений раннего ран вития в форме неблагоприятных паттернов взаимодействия ро дителей и ребенка в направлении симбиоз/автономия (травмати ческого или конфликтного характера). Они понимаются как актуальное выражение неблагоприятного опыта межличностных отношений, замедляющих, в силу своей односторонности, психическое развитие как способности к дифференциации и интеграции селфобъектных репрезентаций» (Fiedler P. — 1998. -S. 64).
|
|
Важно отметить, что указанная травматизация происходит м том периоде развития, когда вторичные процессы мышления слабо развиты, и этот травматический опыт не может быть обобщен в виде интегрированной когнитивной структуры. «Появление концепций европейских теоретиков объектных отношений и американских межличностных аналитиков возвестило о значительных успехах, достигнутых в терапии..., психология многих пациентов, особенно страдающих от наиболее истощающий типо» психопатологий (имеются в виду личностные расстройства. — А.Х.), с трудом поддается анализу в терминах Ид, Эго и Суперэго. Вместо целостного Эго с присущими ему функциями самонаблюдения, такие пациенты, по-видимому, имеют различные "состояния Эго" — состояния, когда они чувствуют и ведут себя совершенно иначе, чем в другое время» (Мак-Вильяме Н. — 1998. — С. 52). Речь идет о том, что саморепрезентации и объектные репрезентации легко деформируются ведущим аффектом в соответствии с прошлыми фантазиями и воспоминаниями.