double arrow

Модель личностной патологии Дж. Мастерсона

Джордж Мастерсон — еще один авторитетный исследователь в области психотерапии личностных расстройств, основанной на теории объектных отношений. Он создал так называемую «Груп­пу Мастерсона для лечения личностных расстройств» и Ассоциа­цию подростковой психиатрии, а также является директором института, в котором проходят постдипломную подготовку буду­щие психотерапевты.

Основой теории Дж. Мастерсона, как и концепции О. Керн-берга, стала периодизация М. Малер, рассмотренная выше. На­рушения, согласно Дж. Мастерсону, связаны с неудачным про-

295


хождением фазы сепарации —индивидуации, прежде всего суб­стадии повторного сближения и воссоединения с объектом. Со­гласно его взглядам, мать будущего пациента оказывается неспо­собной поддержать его стремление к самостоятельности, она склонна поддерживать симбиотическую связь в силу присущих ей самой серьезных проблем (Masterson J. — 1982).

Матери пациентов с личностными расстройствами сами также
страдают тем или иным личностным расстройством, в силу чего
их вербальные и невербальные коммуникации с детьми манипу-
лятивны и глубоко нарушены. Чаще всего, считает Дж.Мастерсон,
это результат такой же проблемы с их собственной матерью —
неудачная сепарация на ранних стадиях развития, препятствую­
щая развитию собственной идентичности и независимости от
объектов. Сама мать, как правило, чувствует потребность при­
вязать ребенка к себе, так как не выносит одиночества и боится
быть покинутой. В результате ребенок растет зависимым и по­
стоянно нуждающимся в другом объекте.                          т

Дж. Мастерсон в своей концепции учитывает также фигуру отца — он считает, что эта фигура слишком слаба и не дает опо­ры ребенку, который чувствует себя полностью зависимым от матери. Переживание покинутости, согласно Дж. Мастерсону, является центральным у этих пациентов. О тяжелых чувствах, в которых оно выражается, он пишет, используя метафору «Шестер­ка всадников Апокалипсиса», в которую входят: депрессия, гнев, паника, вина, пассивность и беспомощность. Для этих пациен­тов характерны также такие примитивные защитные механизмы, как расщепление, отрицание, проективная идентификация. Они ведут к переживанию экстремально выраженных эмоций, тех самых «всадников Апокалипсиса», от которых пациенты глубоко страдают. Мать не способна успокоить ребенка, контейнируя его эмоции, ее собственная агрессивность и беспомощность ведут по механизму порочного круга к росту тревоги у ребенка.

Пассивность ребенка в сочетании с требовательностью явля­ется еще одной типичной чертой при будущей личностной пато­логии. Образ матери расщеплен на агрессивный, наказывающий за инициативу, и на поощряющий за пассивность и послушание — образ кормящей матери. Эти образы интернализуются и застав­ляют пациента впоследствии искать такие же паттерны в других интерперсональных отношениях. По механизму проективной идентификации они провоцируют людей на такого рода отноше­ния и воспроизводят привычные паттерны, которые ведут к многочисленным конфликтам и разрывам в интерперсональных отношениях, увеличивая душевную боль, обостряя переживания покинутости и связанную с ним «апокалипсическую шестерку»: депрессию, вину, гнев, беспомощность, пассивность и сильней­шую тревогу, переходящую в панику.

296


Яркие описания поведения матери, страдающей пограничным рас­стройством личности, содержатся в ставшей бестселлером книге Кри­стины Кроуфорд — приемной дочери знаменитой американской актри­сы Джоан Кроуфорд: «Каждый раз я бежала с головой в пропасть, в ту черную дыру, где ничто не следовало логически, где правили фальсифи­кация, гнев и суматоха, в то место, где не было никакой помощи и ни­какого мира, но и никакой возможности побега от безжалостной силы хаоса. Со своего трона, метая молнии глазами и размахивая волшебной палочкой навязчивой идеи, всем управляла сама королева хаоса: драго­ценная мамочка» (Crowford С. — 1978. — Р. 174). К. Кроуфорд описывает чрезвычайно ригидное и требовательное поведение своей приемной матери: ею была запрограммирована каждая минута — сколько времени на еду, сколько на мытье посуды и т.д. При этом ее эмоциональное со­стояние и поведение были совершенно непредсказуемы: «Я никогда не знала, что будет дальше — ураган любовных чувств или словесный удар в лицо» (там же, Р. 13).

Главная цель психотерапии, по Дж. Мастерсону, — создание новой интерпсихической структуры или новой репрезентации объекта, основой для которой должен стать сам психотерапевт. Он должен построить отношения, в которых максимально под­держивается самостоятельность и вера в способность справлять­ся с трудностями. Цель психотерапии в том, чтобы, поддерживая сепарацию и индивидуацию, помочь сформировать сферу соб­ственных интересов, избавить пациента от чувства пустоты (Masterson J. — 1985).














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: