Формирование тематических традиций русской рок-поэзии в 1970-1980-е гг

рок поэзия тематический русский

Проанализировав предпосылки возникновения явления русского рока на национальной почве и определив теоретические возможности исследования рок-поэзии, мы можем перейти к осязаемым истокам русского рок-слова, поначалу - наивного, непривычного, а затем все же обретшего право называться поэзией в полном смысле этого термина.

Практическую главу нашего исследования мы разделили на три части, охватывающие этапы бытования направления русской рок-поэзии в хронологическом порядке. В каждой из частей приведен содержательный анализ произведений данных авторов, структурированный на основе трех тематический направлений, заявленных в методике исследования.

Завершение «оттепели» со всеми ее надеждами и чаяниями было ознаменовано проникновением в СССР идей хиппи, которое «вдохновило первый стратегический прорыв в плавном течении раннего советского рок-н-ролла <…> и определило творческую атмосферу» 1970-х гг. «Это было начало «застоя» - годов лицемерия и бездарности, когда «выпадение» из официальной системы многим представлялось наиболее достойным - пусть и не самым конструктивным - выходом. <…> И во главе всего стояла музыка, англо-американский рок». Поэтому во времена расклешенных брюк и длинных волос о возможности «русского слова» рока почти никто не задумывался. Но постепенно верх над наивным и чаще всего формальным подражанием стало брать собственное сознание.

А. Веселовский называет «переход от унаследованной песни к личной» переходом «от певца к поэту». «Традиционная, профессиональная песня <…> вызвала <…> сознание, что песенное слово - сила; теперь явится сознание, что она приобретается трудом и искусством; один из этапов на пути к пониманию песенного акта как личного, поэтического, - описывает ученый процесс становления поэзии из перенимаемых песен. - Когда это сознание явилось, оно действует заразительно, ускоряя процесс такого же перехода в границах своего влияния».

Эти слова вполне справедливы и для явления русской рок-поэзии, начинавшей свой путь с заимствования «профессиональных песен» западных исполнителей, что было даже своеобразным знаком качества. Тем не менее, в начале 1970-х гг. появляются группы, решившиеся составлять программы из русскоязычных песен.

Первое десятилетие существования русского рока можно назвать ученическим этапом: тексты песен «сыроваты», в стилистике и образной системе легко отыскать множественные заимствования из предшествующей бардовской романтической традиции. Однако уже в эти годы в рок-песнях явственно проявляется тематика, ставшая впоследствие базовой для всего направления. Поэтому при обращении к рок-творчеству 1970-х гг. нам важно не столько пресловутое «качество» текстов, сколько выявление в них истоков смысловых доминант рока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: