Переломный период творчества Канта

 

год был переломным для философа [2,3,4]. Принято считать, что важнейшую роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо. В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше, брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят философский вопрос. Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма" и содержала первую попытку критики формальной логики. В этой работе Кант серьезно задумывается над тем, как ввести в философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в 1762 году работа "Исследование очевидности принципов естественной теологии и морали". В этой работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя указанную проблему, ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не написана [2,4]. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который Ньютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворные результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта, отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, - это не только показания чувств, но и "внутренний опыт", непосредственно очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя смешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Грядущую философскую революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин" [8,9,16]. Внимание мыслителя привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений - установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическим и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое - либо высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в результате чего получается ничто. Иное - реальная противоположность, которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, но следствием будет нечто реально существующее.

С точки зрения Канта, ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем убедиться в существовании бога [11]. Исследователю остается положится на разум: только система рассуждений (Кант приводит ее в своей работе) приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение к религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия - разные вещи [11]. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. При воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививать понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастет хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культуре послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон человеческого поведения - "поступай в соответствии со своей моральной природой".

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в Пруссии [7,9,13]. Так, в 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать "Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за ее пределами". Кант включен в сборник, и автор обращается к нему за необходимыми материалами.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: