Сразу же после смерти Альберта Эйнштейна ученые препарировали его мозг, чтобы выяснить, была ли гениальность ученого обусловлена какими-либо физиологическими особенностями его мозга. Оказалось, что мозг Эйнштейна, “самый обыкновенный по величине и структуре”, отличался повышенной густотой нейронной сети – что может говорить о высокой скорости и эффективности мышления.
“В каком-то смысле у креативного интеллекта мало общего с интеллектом в традиционном понимании. Нередко два вида интеллекта даже оказываются в состоянии конфликта”.
Какова связь между мозгом и интеллектом? Мозг делится на четыре доли, каждая из которых имеет отношение к интеллекту: так, лобная доля играет основную роль в планировании, наблюдении и решении проблем. Мозг обладает двусторонней симметрией – он состоит из двух полушарий, имеющих различные функции. На этом основании и сформировалось распространенное представление о том, что люди могут быть “левополушарными” или “правополушарными”. Это явное преувеличение: на деле полушария взаимодействуют между собой и разграничение их функций лишь относительно.
|
|
“«Текучий интеллект» заслуживает нашего внимания и интереса как фундаментальный фактор когнитивного развития”.
Когда мы чему-то учимся, нейронная сеть трансформируется. Если мы постоянно сосредоточены на какой-то деятельности, отдел мозга, за нее отвечающий, развивается – растет количество синапсов, усиливается ток крови. Взаимосвязь между активностью головного мозга и уровнем интеллекта проявляется во многих аспектах – например, в связи между IQ и “вызванными потенциалами мозга”. Как правило, дети, умеющие быстро переключать внимание, вырастают более умными. Обмен веществ в мозгу тоже влияет на интеллект – у людей с высоким IQ он происходит активнее. Чтобы оценить, как неврологические процессы соотносятся с интеллектом, ученые применяют как новейшие технологии (например позитронно-эмиссионную томографию), так и более традиционные методики, например тестирование.
“Мало научиться мыслить логически – крайне важно развить в себе к этому привычку”.
Генетика или среда?
В какой мере интеллект зависит от наследственности, а в какой – от среды, в которой человек сформировался? Ответ: каждый из этих факторов определяет наш IQ примерно наполовину. Наследственность, разумеется, играет важную роль – равно как и геномные патологии, такие как, например, синдром Дауна. Специального гена, который бы отвечал за интеллект, не существует. Интеллект – это мультигенная функция, он контролируется сразу несколькими генами.
|
|
“Наши эмоции влияют на то, как и что именно мы думаем”.
Наука не обнаружила разницы в IQ между мужчинами и женщинами. Между тем исследования все же позволяют говорить о некоторых различиях. Они проявляются в основном в том, что мужчины более сильны в динамических видах пространственного мышления, а женщины – в запоминании местонахождения в пространстве. Представители разных рас демонстрируют разные показатели IQ, но остается неясным, чем обусловлено это различие, – генетическими факторами или средой.
“У всех нас разный набор способностей – потому и кажется, что каждый из нас «умен» по-своему”.
Помимо прямого влияния родителей умственное развитие ребенка определяется образом жизни семьи и школьным образованием. Более высокий интеллект обычно развивается у тех детей, которые активно общаются со взрослыми и имеют возможность расширять свой кругозор и обогащать опыт. Классическое образование стимулирует развитие интеллекта, давая разуму пищу в виде множества фактов. Успех программ, направленных на развитие IQ у детей и поддержание IQ у пожилых людей, показывает, что на уровень интеллекта можно влиять с помощью хорошо продуманной методики.
К сожалению, современные образовательные системы формируют “кристаллизованный интеллект”, уделяя недостаточно внимания “текучему”. Для развития “текучего интеллекта” необходим, в отличие от “кристаллизованного”, фактор неопределенности. Образование с бóльшим акцентом на “текучий интеллект” поможет принимать более разумные решения, лучше действовать в необычных обстоятельствах, придумывать новое. Чтобы полностью использовать мощь интеллекта, нужно понять, в чем секрет жизненного успеха. Для успеха необходимо сочетание обоих видов интеллекта и сильного характера. Характер включает целый ряд качеств и предполагает концентрацию усилий и преданность делу. Чтобы стать компетентным специалистом, требуется потратить продолжительное время – не меньше 10 лет систематического, целенаправленного обучения и практики. Кроме того, очень важно общаться с другими специалистами в той же сфере и найти себе хороших учителей.
Развивайте интеллект
Уровень интеллекта можно повысить. Поставьте перед собой такую цель и осознайте, что многое зависит от вашей воли. Для развития “текучего интеллекта” ставьте перед собой сложные задачи. Для повышения “кристаллизованного интеллекта” читайте книги – именно в них вы найдете длинную, сложную, последовательно разворачивающуюся аргументацию. Найдите интересную для себя область и станьте в ней компетентным человеком; вам нужно будет приобрести систематизированные знания в этой сфере – это и есть основа компетентности. Чтобы овладеть базовыми теоретическими положениями и практическими навыками в этой области, вам, конечно, потребуется затратить массу времени. Не забывайте развивать и свой характер, в особенности такие качества, как умение эффективно работать и добросовестность. Общайтесь с людьми, которые тоже поставили своей целью повышение интеллекта, побольше разговаривайте с ними, это очень полезно. Правильно питайтесь и занимайтесь физическими упражнениями, чтобы мозг получал необходимую физическую поддержку.
Об
КРАТКИЕ МЫСЛИ
“На рынке труда XXI века ни один ресурс не востребован так остро, как интеллект”.
“Чтобы изменить свою жизнь, самое важное – иметь перед собой ясную, определенную цель. Но в цели нет смысла, если у вас нет решимости идти к ней”.
|
|
“Один из главных вопросов теории интеллекта – это вопрос о роли культуры в определении того, что такое интеллект и как его можно адекватно измерить”.
“Будем реалистами: если интеллект – это нечто постоянное и неизменное, то все сценарии, приписывающие человечеству будущего блестящие умственные способности, утопичны. Заманчивы, быть может, но абсолютно несбыточны”.
“На самом деле влияние наследственности на интеллект вполне можно оценить количественно: генетический фактор определяет почти 50% вариативности IQ”.
“Что ведет к успеху в современном мире? Ясно одно: не то, что вело к нему раньше. Дело в том, что за последние десятилетия характер человеческой деятельности заметно поменялся”.
“Исследования адаптации мозга приводят к важному выводу: мозг стремится соответствовать тем специфическим задачам, которые на него возлагаются; в частности, в процессе адаптации к конкретным условиям он изменяет свою структуру”.
“Инструменты, которыми оперирует распределенный интеллект, не только расширяют возможности разума, но и влияют на то, как он работает”.
“В каком-то смысле у креативного интеллекта мало общего с интеллектом в традиционном понимании. Нередко два вида интеллекта даже оказываются в состоянии конфликта”.
“«Текучий интеллект» заслуживает нашего внимания и интереса как фундаментальный фактор когнитивного развития”.
“Мало научиться мыслить логически – крайне важно развить в себе к этому привычку”.
“Наши эмоции влияют на то, как и что именно мы думаем”.
“У всех нас разный набор способностей – потому и кажется, что каждый из нас «умен» по-своему”.
p.s. Научись запоминать книги и текстовую информацию за 1 прочтение, заходи прямо сейчас и начни запоминать прочитанную информацию без зубрежки и конспектов - https://ilgiz-sabirov.justclick.ru/mind-karty_intellekt-karty