double arrow

Физиология интеллекта

2

Сразу же после смерти Альберта Эйнштейна ученые пре­па­ри­ро­ва­ли его мозг, чтобы выяснить, была ли ге­ни­аль­ность ученого обусловлена какими-либо фи­зио­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми его мозга. Оказалось, что мозг Эйнштейна, “самый обык­но­вен­ный по величине и структуре”, отличался повышенной густотой нейронной сети – что может говорить о высокой скорости и эф­фек­тив­но­сти мышления.

“В каком-то смысле у креативного интеллекта мало общего с интеллектом в тра­ди­ци­он­ном понимании. Нередко два вида интеллекта даже оказываются в состоянии конфликта”.

Какова связь между мозгом и интеллектом? Мозг делится на четыре доли, каждая из которых имеет отношение к интеллекту: так, лобная доля играет основную роль в пла­ни­ро­ва­нии, наблюдении и решении проблем. Мозг обладает дву­сто­рон­ней симметрией – он состоит из двух полушарий, имеющих различные функции. На этом основании и сфор­ми­ро­ва­лось рас­про­стра­нен­ное пред­став­ле­ние о том, что люди могут быть “ле­во­по­лу­шар­ны­ми” или “пра­во­по­лу­шар­ны­ми”. Это явное пре­уве­ли­че­ние: на деле полушария вза­и­мо­дей­ству­ют между собой и раз­гра­ни­че­ние их функций лишь от­но­си­тель­но.




“«Текучий интеллект» заслуживает нашего внимания и интереса как фун­да­мен­таль­ный фактор ко­гни­тив­но­го развития”.

Когда мы чему-то учимся, нейронная сеть транс­фор­ми­ру­ет­ся. Если мы постоянно со­сре­до­то­че­ны на какой-то де­я­тель­но­сти, отдел мозга, за нее отвечающий, развивается – растет количество синапсов, усиливается ток крови. Взаимосвязь между активностью головного мозга и уровнем интеллекта проявляется во многих аспектах – например, в связи между IQ и “вызванными по­тен­ци­а­ла­ми мозга”. Как правило, дети, умеющие быстро переключать внимание, вырастают более умными. Обмен веществ в мозгу тоже влияет на интеллект – у людей с высоким IQ он происходит активнее. Чтобы оценить, как нев­ро­ло­ги­че­ские процессы соотносятся с интеллектом, ученые применяют как новейшие технологии (например по­зи­трон­но-эмис­си­он­ную томографию), так и более тра­ди­ци­он­ные методики, например те­сти­ро­ва­ние.

“Мало научиться мыслить логически – крайне важно развить в себе к этому привычку”.

Генетика или среда?

В какой мере интеллект зависит от на­след­ствен­но­сти, а в какой – от среды, в которой человек сфор­ми­ро­вал­ся? Ответ: каждый из этих факторов определяет наш IQ примерно наполовину. На­след­ствен­ность, разумеется, играет важную роль – равно как и геномные патологии, такие как, например, синдром Дауна. Спе­ци­аль­но­го гена, который бы отвечал за интеллект, не существует. Интеллект – это муль­ти­ген­ная функция, он кон­тро­ли­ру­ет­ся сразу несколькими генами.



“Наши эмоции влияют на то, как и что именно мы думаем”.

Наука не обнаружила разницы в IQ между мужчинами и женщинами. Между тем ис­сле­до­ва­ния все же позволяют говорить о некоторых различиях. Они проявляются в основном в том, что мужчины более сильны в ди­на­ми­че­ских видах про­стран­ствен­но­го мышления, а женщины – в запоминании ме­сто­на­хож­де­ния в про­стран­стве. Пред­ста­ви­те­ли разных рас де­мон­стри­ру­ют разные показатели IQ, но остается неясным, чем обусловлено это различие, – ге­не­ти­че­ски­ми факторами или средой.

“У всех нас разный набор спо­соб­но­стей – потому и кажется, что каждый из нас «умен» по-своему”.

Помимо прямого влияния родителей умственное развитие ребенка опре­де­ля­ет­ся образом жизни семьи и школьным об­ра­зо­ва­ни­ем. Более высокий интеллект обычно развивается у тех детей, которые активно общаются со взрослыми и имеют возможность расширять свой кругозор и обогащать опыт. Клас­си­че­ское образование стимулирует развитие интеллекта, давая разуму пищу в виде множества фактов. Успех программ, на­прав­лен­ных на развитие IQ у детей и поддержание IQ у пожилых людей, показывает, что на уровень интеллекта можно влиять с помощью хорошо продуманной методики.

К сожалению, современные об­ра­зо­ва­тель­ные системы формируют “кри­стал­ли­зо­ван­ный интеллект”, уделяя недо­ста­точ­но внимания “текучему”. Для развития “текучего интеллекта” необходим, в отличие от “кри­стал­ли­зо­ван­но­го”, фактор неопре­де­лен­но­сти. Образование с бóльшим акцентом на “текучий интеллект” поможет принимать более разумные решения, лучше действовать в необычных об­сто­я­тель­ствах, придумывать новое. Чтобы полностью ис­поль­зо­вать мощь интеллекта, нужно понять, в чем секрет жизненного успеха. Для успеха необходимо сочетание обоих видов интеллекта и сильного характера. Характер включает целый ряд качеств и пред­по­ла­га­ет кон­цен­тра­цию усилий и преданность делу. Чтобы стать ком­пе­тент­ным спе­ци­а­ли­стом, требуется потратить про­дол­жи­тель­ное время – не меньше 10 лет си­сте­ма­ти­че­ско­го, це­ле­на­прав­лен­но­го обучения и практики. Кроме того, очень важно общаться с другими спе­ци­а­ли­ста­ми в той же сфере и найти себе хороших учителей.



Развивайте интеллект

Уровень интеллекта можно повысить. Поставьте перед собой такую цель и осознайте, что многое зависит от вашей воли. Для развития “текучего интеллекта” ставьте перед собой сложные задачи. Для повышения “кри­стал­ли­зо­ван­но­го интеллекта” читайте книги – именно в них вы найдете длинную, сложную, по­сле­до­ва­тель­но раз­во­ра­чи­ва­ю­щу­ю­ся ар­гу­мен­та­цию. Найдите интересную для себя область и станьте в ней ком­пе­тент­ным человеком; вам нужно будет приобрести си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные знания в этой сфере – это и есть основа ком­пе­тент­но­сти. Чтобы овладеть базовыми тео­ре­ти­че­ски­ми положениями и прак­ти­че­ски­ми навыками в этой области, вам, конечно, потребуется затратить массу времени. Не забывайте развивать и свой характер, в особенности такие качества, как умение эффективно работать и доб­ро­со­вест­ность. Общайтесь с людьми, которые тоже поставили своей целью повышение интеллекта, побольше раз­го­ва­ри­вай­те с ними, это очень полезно. Правильно питайтесь и занимайтесь физическими упраж­не­ни­я­ми, чтобы мозг получал необходимую физическую поддержку.

 

Об

КРАТКИЕ МЫСЛИ

“На рынке труда XXI века ни один ресурс не востребован так остро, как интеллект”.

“Чтобы изменить свою жизнь, самое важное – иметь перед собой ясную, опре­де­лен­ную цель. Но в цели нет смысла, если у вас нет решимости идти к ней”.

“Один из главных вопросов теории интеллекта – это вопрос о роли культуры в определении того, что такое интеллект и как его можно адекватно измерить”.

“Будем реалистами: если интеллект – это нечто постоянное и неизменное, то все сценарии, при­пи­сы­ва­ю­щие че­ло­ве­че­ству будущего блестящие умственные способности, утопичны. Заманчивы, быть может, но абсолютно несбыточны”.

“На самом деле влияние на­след­ствен­но­сти на интеллект вполне можно оценить ко­ли­че­ствен­но: ге­не­ти­че­ский фактор определяет почти 50% ва­ри­а­тив­но­сти IQ”.

“Что ведет к успеху в современном мире? Ясно одно: не то, что вело к нему раньше. Дело в том, что за последние десятилетия характер че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти заметно поменялся”.

“Ис­сле­до­ва­ния адаптации мозга приводят к важному выводу: мозг стремится со­от­вет­ство­вать тем спе­ци­фи­че­ским задачам, которые на него возлагаются; в частности, в процессе адаптации к конкретным условиям он изменяет свою структуру”.

“Инструменты, которыми оперирует рас­пре­де­лен­ный интеллект, не только расширяют возможности разума, но и влияют на то, как он работает”.

“В каком-то смысле у креативного интеллекта мало общего с интеллектом в тра­ди­ци­он­ном понимании. Нередко два вида интеллекта даже оказываются в состоянии конфликта”.

“«Текучий интеллект» заслуживает нашего внимания и интереса как фун­да­мен­таль­ный фактор ко­гни­тив­но­го развития”.

“Мало научиться мыслить логически – крайне важно развить в себе к этому привычку”.

“Наши эмоции влияют на то, как и что именно мы думаем”.

“У всех нас разный набор спо­соб­но­стей – потому и кажется, что каждый из нас «умен» по-своему”.

 

 

p.s. Научись запоминать книги и текстовую информацию за 1 прочтение, заходи прямо сейчас и начни запоминать прочитанную информацию без зубрежки и конспектов - https://ilgiz-sabirov.justclick.ru/mind-karty_intellekt-karty

 



2




Сейчас читают про: