Различные виды интеллекта

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ И КАК ЕГО ПОВЫСИТЬ

Из краткого содержания книги вы узнаете:

· О различных теориях, изучающих интеллект и его де­я­тель­ность;

· О том, чем обусловлен уровень интеллекта;

· Как можно повысить свой интеллект.

 

КраСс

Роль и значение интеллекта

В XXI веке интеллект – это ключ к успеху, и рыночный спрос на него неуклонно растет. Лишь че­ло­ве­че­ско­му уму под силу решить сложную неожиданную проблему; компьютер всего лишь производит стандартные операции. С помощью интеллекта мы усваиваем и об­ра­ба­ты­ва­ем большие объемы информации, кон­так­ти­ру­ем с окружающими и вза­и­мо­дей­ству­ем с ними в процессе работы.

“На рынке труда XXI века ни один ресурс не востребован так остро, как интеллект”.

Первым серьезным научным ис­сле­до­ва­ни­ем интеллекта стал труд Фрэнсиса Гальтона “На­след­ствен­ный гений” (1869 год). Гальтон анализирует мышление гениев и задается вопросом, почему именно эти люди – их не так много, примерно по одному на тысячу, – во многом определяют облик общества, к которому принадлежат. В конце XIX века парижские педагоги попросили психолога Альфреда Бине помочь им выяснить, почему одно и то же задание одни учащиеся выполняют хорошо, а другие – нет. Бине разработал первый тест на интеллект и ввел понятие “коэффициент интеллекта” (intelligence quotient, или IQ). Тест показывал, насколько успешно ребенок справляется с заданиями в сравнении со своими сверст­ни­ка­ми; исходя из этого сравнения и вычислялся коэффициент. Методика Бине была еще далека от со­вер­шен­ства: во-первых, она давала от­но­си­тель­ные, а не абсолютные показатели; во-вторых, она была пред­на­зна­че­на скорее для детей, чем для взрослых.

“Чтобы изменить свою жизнь, самое важное – иметь перед собой ясную, опре­де­лен­ную цель. Но в цели нет смысла, если у вас нет решимости идти к ней”.

Начиная с 1900-х годов прак­ти­че­ский аспект измерения IQ – про­гно­зи­ро­ва­ние успешности – раз­ра­ба­ты­вал аме­ри­кан­ский психолог Льюис Терман. Взяв за основу тест Бине, он расширил его за счет целого ряда новых пунктов. College Board Test, известный также как Scholastic Aptitude Test (SAT), – тоже раз­но­вид­ность теста на интеллект. Тест ис­поль­зу­ет­ся колледжами для про­гно­зи­ро­ва­ния успе­ва­е­мо­сти будущих студентов. Graduate Record Exam, или GRE, тоже призван предсказать успехи тех, кто собирается учиться в ма­ги­стра­ту­ре. Хотя специалисты критикуют эти тесты за их культурную однобокость, ими продолжают активно поль­зо­вать­ся, потому что на них дей­стви­тель­но можно положиться при оценке спо­соб­но­стей к учебе.

“Один из главных вопросов теории интеллекта – это вопрос о роли культуры в определении того, что такое интеллект и как его можно адекватно измерить”.

Высокий IQ соотносится с крепким здоровьем и высокой про­дол­жи­тель­но­стью жизни. Но всегда ли можно утверждать, что чем выше уровень интеллекта, тем лучше? Некоторые ученые склонны пред­по­ла­гать, что для достижения ряда жизненных целей достаточно иметь “умеренно высокий IQ” (около 120). Выше этого порога успех будет зависеть уже не от уровня интеллекта, а от других качеств.

“Будем реалистами: если интеллект – это нечто постоянное и неизменное, то все сценарии, при­пи­сы­ва­ю­щие че­ло­ве­че­ству будущего блестящие умственные способности, утопичны. Заманчивы, быть может, но абсолютно несбыточны”.

Что такое интеллект

Интеллект – это нечто единое или набор целого ряда свойств? И то и другое, объединение раз­но­об­раз­ных элементов. Наиболее значимые научные концепции пред­став­ля­ют интеллект как иерар­хи­че­скую структуру, где свойства скла­ды­ва­ют­ся в более широкую категорию “общего интеллекта”. Многие понимают интеллект как проявление способности к мышлению от­вле­чен­ны­ми категориями. Согласно ис­сле­до­ва­ни­ям, су­ще­ствен­ную роль играют “эле­мен­тар­ные когнитивные процессы”, ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­е­ся такими параметрами, как скорость рас­по­зна­ва­ния объектов, быстрота реакции и другие аспекты ре­а­ги­ро­ва­ния.

“На самом деле влияние на­след­ствен­но­сти на интеллект вполне можно оценить ко­ли­че­ствен­но: ге­не­ти­че­ский фактор определяет почти 50% ва­ри­а­тив­но­сти IQ”.

Существует теория двух видов интеллекта – “текучего” и “кри­стал­ли­зо­ван­но­го”. “Текучий” (или “флюидный”) интеллект отражает способность адап­ти­ро­вать­ся к переменам, вос­при­ни­мать и ин­тер­пре­ти­ро­вать новое, “кри­стал­ли­зо­ван­ный” – усваивать большие объемы данных. Последний тесно вза­и­мо­свя­зан с речевой спо­соб­но­стью и помогает нам об­ра­ба­ты­вать уже известную информацию, например в процессе обучения. А ис­поль­зо­вать этот багаж для решения новых, нестан­дарт­ных проблем позволяет “текучий интеллект”, опирающийся на индуктивное мышление, то есть рассуждение от частного к общему. “Текучий интеллект” задействует и другие способности, например умение разложить большую проблему на несколько со­став­ля­ю­щих или од­но­вре­мен­но держать в уме несколько целей. “Кри­стал­ли­зо­ван­ный интеллект” более четко струк­ту­ри­ро­ван, он “включается” при работе с картами, ма­те­ма­ти­че­ски­ми формулами и особенно важен для владения языками. На протяжении жизни два вида интеллекта развиваются по разным схемам. В юности оба переживают бурный подъем, после чего “текучий интеллект” постепенно становится беднее, а “кри­стал­ли­зо­ван­ный” продолжает повышаться, но медленнее.

“Что ведет к успеху в современном мире? Ясно одно: не то, что вело к нему раньше. Дело в том, что за последние десятилетия характер че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти заметно поменялся”.

Различные виды интеллекта

Теория “мно­же­ствен­но­го интеллекта”, пред­ло­жен­ная Говардом Гарднером, перевернула тра­ди­ци­он­ные пред­став­ле­ния об интеллекте. Гарднер предположил, что у человека не один, а несколько интеллектов, и каждый из них функ­ци­о­ни­ру­ет независимо от остальных. Теория нашла широкую поддержку в обществе, особенно у педагогов и пре­по­да­ва­те­лей, – она дает основу для объяснения, почему у разных учащихся способности к разным предметам. В то же время никакого научного обоснования ав­то­ном­но­сти каждой из форм интеллекта до сих пор нет. Оставляя в стороне научную полемику, перечислим основные виды интеллекта, о которых говорят ученые.

“Ис­сле­до­ва­ния адаптации мозга приводят к важному выводу: мозг стремится со­от­вет­ство­вать тем спе­ци­фи­че­ским задачам, которые на него возлагаются; в частности, в процессе адаптации к конкретным условиям он изменяет свою структуру”.

· “Интеллект успеха”. Тра­ди­ци­он­ные модели интеллекта в основном исследуют способности к учебе, но в жизни есть и другие важные занятия. “Теория интеллекта успеха”, пред­ло­жен­ная Робертом Стернбергом, призвана выявить те качества, которые ведут к успеху. Стернберг исследует творческие и ана­ли­ти­че­ские способности и “прак­ти­че­ский интеллект” – владение навыками, в том числе социальными, необ­хо­ди­мы­ми для эффективной работы в организации. “Прак­ти­че­ский интеллект” близок тому, что мы называем деловой хваткой или смекалкой. Высокие показатели “прак­ти­че­ско­го интеллекта” позволяют намного точнее про­гно­зи­ро­вать успех, чем высокий IQ. “Прак­ти­че­ский интеллект” включает неявное знание, имеющее отношение к про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти или культуре. Среди параметров интеллекта по Стернбергу есть и способность к творчеству – важнейший фактор успеха, который в тра­ди­ци­он­ных IQ-тестах практически не учитывается.

· “Креативный интеллект”. Способность к творчеству заслуживает особого внимания из-за своих непростых вза­и­мо­от­но­ше­ний с ана­ли­ти­че­ским мышлением. Эти функции вряд ли имеют между собой что-то общее, и нередко бывает так, что одна из них мешает другой.

· “Социальный интеллект”. Интеллект проявляется не только в том, чтобы оперировать аб­стракт­ны­ми величинами или определять про­стран­ствен­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния. Столь же важно умение разбираться в поведении людей. Это и есть социальный интеллект – способность понимать чувства, убеждения и намерения людей, читать невер­баль­ные сигналы и культурные коды, судить о внутреннем состоянии человека. Развитый социальный интеллект помогает объединить опыт конкретных вза­и­мо­дей­ствий и общие познания о правилах социального вза­и­мо­дей­ствия. Норма социального поведения настолько зависит от об­сто­я­тельств, что социальный интеллект с трудом поддается ко­ли­че­ствен­ной оценке.

· “Эмо­ци­о­наль­ный интеллект”. По­ло­жи­тель­ные эмоции, такие как любопытство, стимулируют умственную де­я­тель­ность и побуждают к изучению ин­те­ре­су­ю­щей темы, а от­ри­ца­тель­ные эмоции, наоборот, мешают со­сре­до­то­чить­ся и пре­пят­ству­ют работе ума. Научную теорию эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта, выходящую за пределы этих общих наблюдений, развил Дэниел Гоулман. По его мнению, эмо­ци­о­наль­ный интеллект пред­по­ла­га­ет как осознание своих собственных и чужих эмоций, так и способность ис­поль­зо­вать эмоции продуктивно. Эти навыки, разумеется, важны, но наука еще не опре­де­ли­лась с тем, пред­став­ля­ют ли они особый тип интеллекта.

· “Рас­пре­де­лен­ный интеллект”. Новая и еще не до конца раз­ра­бо­тан­ная теория рас­пре­де­лен­но­го интеллекта принадлежит аме­ри­кан­ско­му ученому Рою Пи. Вопреки большинству пред­ше­ству­ю­щих концепций он утверждает, что интеллект включает нечто намного большее, чем “ин­ди­ви­ду­аль­ный разум, действующий изо­ли­ро­ван­но”. Наш мозг функ­ци­о­ни­ру­ет не сам по себе, а посредством тела вза­и­мо­дей­ству­ет с целым рядом ин­стру­мен­тов, созданных нашей культурой. Пилоты, например, со­сре­до­то­че­ны не только на полете – они оперируют сложными ин­стру­мен­та­ми и системами символов, которые разработали не они сами. Даже такие простые предметы обихода, как бумага и карандаш, в корне транс­фор­ми­ру­ют мыс­ли­тель­ный процесс: без ручки или карандаша вы, к примеру, не сможете сочинять музыку. Между творчеством и отражением мыслей на бумаге существует тесная связь. Теория Пи помещает понятие интеллекта в физический и ис­то­ри­че­ский контекст. В этой связи возникает вопрос, насколько интеллект “культурно обусловлен”. Ученые отвечают на этот вопрос по-разному: крайнюю позицию занимают адепты “культурной психологии”, утвер­жда­ю­щие, что “интеллект полностью культурно обусловлен”. Этот тезис вполне созвучен таким теориям, как “гипотеза Сепира–Уорфа”, согласно которой наше мышление формируется языком. Даже не занимая столь радикальных позиций, можно признать, что де­я­тель­ность интеллекта во многом зависит от контекста. К од­но­знач­но­му решению этой проблемы наука пока не пришла.

· “Мыс­ли­тель­ные привычки”. Обладать интеллектом недо­ста­точ­но. Необходимо развивать “позитивные мыс­ли­тель­ные привычки”, которые помогут вам упорядочить свои мысли и уменьшить вероятность необ­ду­ман­ных действий.

“Инструменты, которыми оперирует рас­пре­де­лен­ный интеллект, не только расширяют возможности разума, но и влияют на то, как он работает”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: