Помимо оценки результативности выполнения диагностических заданий, в итоговом показателе готовности необходимо учитывать так же поведенческие и эмоциональные особенности ребенка в процессе выполнения работы, которые отражаются в протоколе в графе «Поведенческие особенности». В данной графе можно делать следующие пометки:
- Нуждается в дополнительной помощи и объяснении задания
- Нуждается в постоянной помощи, не может работать самостоятельно
- Работает медленно
- Работает медленно, не успевает за темпом группы
- Очень тревожится, беспокоится за результат
- Отвлекается, не может сосредоточиться
- Расторможен, мешает другим детям
- Импульсивен, слишком торопится
- И т.д.
Таким образом, в протоколе (или листе наблюдений) могут быть отмечены одна, две, три или больше особенности поведения ребёнка, характеризующие его незрелость. Чем больше таких замечаний, тем более неготовым к началу обучения следует рассматривать ребёнка.
Суммарная оценка результатов:
|
|
Суммируются баллы за все шесть заданий. Выполнение заданий оценивается по четырём уровням – в зависимости от общего набранного ребёнком балла, с учётом оценки поведения ребёнка в процессе работы.
1-й уровень. Психологическая готовность к началу регулярного обучения от 24 до 30 баллов (школьная зрелость).
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения: от 18 до 23 баллов.
3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения: от 12 до 17 баллов.
4-й уровень. Неготовность к началу регулярного обучения в школе суммарная оценка ниже 12 баллов (школьная незрелость).
Диагностический комплекс подготовлен Дрёминой Ириной Евгеньевной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии развития и образования МарГУ.