Методика «Шифровка» ( по Д. Векслеру)

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП

К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

Диагностический комплекс направлен на оценку школьно-значимых функций и способностей ребёнка:

1) Произвольного внимания и умственной работоспособности

2) Произвольной регуляции умственных действий и поведения

3) Зрительно-моторной координации, ориентировке на листе бумаги

4) Восприятия и наглядно-действенного мышления

5) Наглядно-образного мышления

6) Сформированности мыслительных операций

7) Развития связной речи

8) Кратковременной памяти

9) Поведенческих особенностей и эмоционально-волевой сферы личности

 

Предшкольное обследование выпускников подготовительных групп проводится в виде скринингового критериально-ориентированного тестирования с использованием как формализованных методов (наблюдение, беседа). Диагностика проводится в двух формах: фронтальной (по подгруппам) и индивидуальной. Методики подобраны по принципу полифункциональности, когда каждая методика даёт возможность оценить сразу несколько показателей развития ребёнка.

       Комплекс включает 6 диагностических методик, 3 из которых проводятся фронтально, 3 индивидуально. Методики для групповой диагностики: «Графический диктант», «Бусы», «Шифровка». Методики для индивидуальной диагностики: «Последовательные картинки», «Интеллектуальная готовность», «Сложи квадрат».

 

Оценка внимания и умственной работоспособности

Методика «Шифровка» (по Д. Векслеру)

 

Назначение: Выявление произвольности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма теятельности, оценка устойчивости и переключения внимания, а также работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности).

       Скорость выполнения ребёнком задания согласуется с лёгкостью переключения произвольного внимания, а число ошибок характеризует его устойчивость.

       Время на выполнение задания жестко ограничивается 3 минутами. Через 3 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перевернуть листочки и положить карандаши.

       Предварительное объяснение задания с образцом на доске. На доске рисуются пять пустых фигур (звёздочка, круг, треугольник, крест, квадрат), которые в процессе подачи инструкции взрослый заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце.

Инструкция: «Посмотрите внимательно, здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так в каждой звёздочке, поставить вот такую (вертикальную) палочку, в каждом круге две (горизонтальные) чёрточки, в каждом треугольнике такую (горизонтальную) палочку, в крестике маленький кружочек, а в квадрате две (вертикальные) чёрточки. У вас на листе (специалист показывает на бланке образец выполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе, покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел. Все фигуры нужно выполнять по очереди, начиная с самого первого ряда. Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите карандаши и начинайте работать».

Основную часть инструкции можно повторить дважды «В каждой фигуре ставьте свой знак, выполняйте все фигуры по очереди». С этого момента отсчитывается время выполнения задания (3 минуты). Инструкция больше не повторяется.

По истечение установленного времени педагог просит всех детей остановиться и перестать работать: «А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня». Важно, чтобы все дети закончили выполнение задания одновременно, вне зависимости от того, сколько они успели сделать.

 

 

 


Оценка результатов:

5 баллов. Безошибочное заполнение всех геометрических фигур в соответствии с образцом. Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры.

4 балла. Два пропуска фигур или два самостоятельных исправления, или одна ошибка в заполнении, при этом задание доведено до конца или почти до конца. Либо задание выполнено без ошибок, но ребёнок не успевает доделать его до конца и остаётся незаполненной около одной строки.

3 балла. Два пропуска заполняемых фигур, исправления, две ошибки в заполнении. В 3 балла также оценивается безошибочное или с единичной ошибкой заполнение фигур, но при этом ребёнок успевает заполнить не более трёх строк.

2 балла. Неуспешным считается такое заполнение, когда при двух-трёх ошибках в сочетании с пропусками и исправлениями ребёнок успел выполнить не более половины задания. Или задание доведено почти до конца, но имеются три-четыре ошибки в заполнении в сочетании с пропусками.

1 балл. Большое количество ошибок, имеются не соответствующие образцам метки в фигурах, ребёнок не способен удержать инструкцию (то есть начинает заполнять все кружочки, потом все квадратики и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле).

Особое внимание должно уделяться таким результатам выполнения, когда за отведённый срок ребёнок не успевает сделать большую часть задания. Это можно характеризовать как низкий темп деятельности, так и утомление ребёнка (поскольку это задание идёт одним из последних). Если это задание выполняется существенно медленнее, чем все остальные, - это говорит о компенсации трудностей за счёт снижения темпа. Но это и является отражением физиологической неготовности ребёнка к регулярному обучению.

При невозможности выполнить задание в целом (например, ребёнок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок) даётся оценка 0 баллов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: