Сертификация продукции (услуг) представляет собой деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Кроме сертификации продукции (услуг) в международной практике широкое распространение получила сертификация систем качества предприятий.
В международной и российской практике различают обязательную и добровольную сертификацию. Обязательная сертификация осуществляется в соответствии с национальными законодательствами стран и, как правило, преследует цели защиты безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя продукции (услуг) и охраны окружающей среды. Добровольная сертификация осуществляется по желанию изготовителя (продавца) продукции и направлена, главным образом на повышение конкурентоспособности продукции и предприятия. Сертификация может осуществляться в следующих формах:
1. Само-сертификация (сертификация первой стороной). При этой форме сертификации изготовитель (продавец) берет на себя полную ответственность за качество продукции. Соответственно, им заполняется декларация, в которой изготовитель (продавец) заявляет, что продукция (услуга) или система качества удовлетворяет требованиям определенных критериев (стандартов, технических условий, норм, спецификаций и т.п.). Прилагаются соответствующие документы для возможного анализа со стороны потребителей или третьей стороны. [26, c.31]
2. Сертификация второй стороной. Проводится покупателем, заказчиком, предприятием, выпускающим конечную продукцию, у своих поставщиков. Наиболее часто применяется для крупногабаритной, сложной в транспортировке продукции, при сертификации систем качества предприятий- поставщиков. [26, с.31]
3. Сертификация третьей стороной. Осуществляется независимыми органа ми, аккредитованными на право такой оценки. [26, c.32]
Выбор формы сертификации зависит от ее обязательности или добровольности. В международной практике обязательная сертификация проводится, как правило, третьей стороной, тогда как при добровольной сертификации возможно применение различных форм сертификации.
В РФ обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами. Так, предусматривается обязательная сертификация товаров (работ, услуг), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение вреда имуществу потребителей, а также средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей. Номенклатура отечественных и импортных товаров, подлежащих обязательной сертификации, ежегодно пересматривается и обновляется.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органом по сертификации и распространяется на продукцию, не подлежащую обязательной сертификации.
Рынок сбыта.
Прогнозирование рынка
Типичный процесс исследования рынка предполагает четыре этапа:
· определение типа данных, которые вам нужны;
· поиск этих данных;
· анализ данных;
· реализация мероприятий, позволяющих на основе этих данных правильно организовать сбыт товаров.
Рыночная ниша - часть рынка, на который предполагается выйти, но более жестко определенная в смысле тех действий, которые необходимо совершить, чтобы на этот рынок выйти и закрепиться на нем. [20, c.25] Определение рыночной ниши - это метод маркетинга, с помощью которого определяется участок рынка для данной фирмы и впоследствии продвигается на нем производимый товар или услуга с учетом действия конкуренции и других сил.
После выбора рыночной ниши начинается продвижение товара или услуги на рынок или так называемое заполнение ниши. Производится оценка-прогноз положения на рынке или рынках:
· Оценивается основной рынок: этнический состав, возрастные группы, удаленность, уровень благосостояния, социальное положение, пол и пр.
· Определяются размеры рынка, территория и население.
· Рассчитывается доля рынка, которую займет товар.
· Оценивается возможность роста рынка.
· Определяются методы расширения рынка.
· Изыскиваются возможности финансирования.
· Устанавливаются цены на товар или услугу.
· Рассчитывается размер предполагаемой прибыли.
· Производится анализ конкурентов и их цен.
· Осуществляются мероприятия по рекламированию и продвижению товара на рынок.
· Определяется перечень дополнительных услуг клиентам.
В принципе существуют четыре обобщенных типа рыночных действий, на которых строятся все рыночные отношения:
· реализация прежних продуктов прежним клиентам (эта стратегия наименее рискованна);
· реализация новых продуктов прежним клиентам;
· реализация новых продуктов прежним клиентам;
· реализация новых продуктов новым клиентам (это наиболее рискованная стратегия). [9, с. 11]
Разработка рыночной стратегии и исследование рынка
При разработке стратегии прогнозируются:
· емкость отраслевого рынка сбыта;
· тенденции его роста;
· уровень монополизма;
· вероятность появления новых потребителей;
· вероятность появления и исчезновения конкурентов;
· любые отраслевые тенденции.
Исследование рынка включает в себя основные направления, которые должны найти отражение в инвестиционном проекте:
· изучение и сегментация потребителей;
· замер спроса и отбор целевых рынков;
· определение мотивации потребителей;
· исследование положения предприятия на рынке;
· оценка рынка и объема продаж;
· исследование деятельности конкурентов. [19, с.52]






