Взаимосвязь общения и деятельности

Что такое общение?

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Другими словами общение -это обмен информации между людьми при их взаимодействии друг с другом. Способность общаться одно из величайших, если не из главных приобретений человека в ходе эволюции.

Ученные рассматривают общение как социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Слово общение происходит от латинского communis - «общество, община,общий».

Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности.

В едином процессе общения психологи выделяют три функции:

· коммуникативная (передача, получение и обмен информации)

· интерактивная (взаимодействие)

· перцептивная (восприятие, понимание или взаимопонимание)

Такие характеристики важны как для определения предмета, так и межличностного контакта. Понятие «общение» не только указывает на межличностный характер взаимодействия, но и относится к деятельности особого рода, в результате которого возникает психологический контакт между участниками общения. Таким образом возникающая в результате контакта и взаимодействия между людьми психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой межличностного общения.

Для того чтобы эффективно осуществлять совместную деятельность, необходимо построить ее план, а для этого каждому из участников необходимо оптимально понимать цели и задачи деятельности, уяснить специфику ее объекта и возможности каждого. Именно общение, включенное в процесс деятельности, позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности участников.

 

Что такое деятельность?

 

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он употребляет свои потребности. В различных видах деятельности — исполнительной, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Именно деятельность выступает в качестве основы в формировании личности. В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшая на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:

· она субъектна, т. е. Принадлежит человеку, а не животному;

· осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов;

· предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е.она всегда предметна, реальна, содержательна;

· сознательна, целенаправленна.

Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимание психического как изначально включенного в эту связь.

Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.

 

Общение и деятельность.

В традиционном смысле категории «общение» и «деятельность» совершенно самостоятельны. Для отечественной психологии идея единства — является одной из основополагающих. В широком понимании общение рассматривается как сторона совместной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общении людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения и т. д. В свою очередь, тот вид деятельности, в которое включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.

Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный вид общения.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

 

Взаимосвязь общения и деятельности.

Психология общения рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Деятельность это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.

Общение и деятельность подразделяют на три, опять де взаимосвязанные стороны, а именно6

· перцептивную;

· коммуникативную;

· интерактивную.

 

· Перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны.

· Цель коммуникативного общения в процессе деятельности — обмен информации.

· Интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.

 

В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно невозможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.

С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо в устной форме.

Единство общения и деятельности заключается еще в том, в процессе деятельности происходит своеобразное «формирование» как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.

______________________________________________________________________________

2) Функции общения.

 

В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции:

· информационную (передача-прием информации)

· экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние)

;

· регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношение друг к другу);

· социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использование позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);

· социализации (формирование у членов коллектива умение действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).

 

Именно в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относится к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной связанны такие явления, как подражание, внушение, убеждение.

Б.Ф. Ломов выделяет и другие функции общения:

· организация совместной деятельности;

· познание людьми друг друга;

· формирование и развитие межличностных отношений.

 

Однако, представляется, что это не функции, а цели общения. М.И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместно с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и его преобразованию.

 

 

Цели общения.

 

Функции общения весьма тесно соприкасаются с основными целями общения.

Цели общения бывают самыми разными, но ученые выделяют две основные цели общения — это планирование и координация общей деятельности общества, либо конкретного индивидуума. Это значит, что общение как бы обслуживает другую деятельность, которая не является коммуникативной. Деятельность эта вполне способна носить и материальный характер и духовный (например: идеи, идеалы, ценности, мысли).

Дополнительные цели общения необычайно широки, находятся они за пределами его, то есть, общение осуществляется всегда ради чего — либо: предоставление либо получение благ, обеспечение взаимодействия во время общей работы, передачи данных, решение проблем, формирование отношения к неким явлениям и так далее.

Если же человек видит ценность лишь в себе, если ставит перед собой корыстные цели, если смысл в общении с людьми — в достижении выгоды, то такое общение можно однозначно назвать — аморальным. Ценность каждого проявляется в поступках, взглядах, оценках, и все это выявляется в процессе общения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: