Себестоимость производства продукции и производительность труда

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.

Себестоимость:

·         Общая себестоимость - сумма затрат на производство всего объема продукции

·         Индивидуальная себестоимость - затраты на производство только одного изделия

·         Средняя себестоимость - определяется делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции

Виды себестоимости:

·         Производственная себестоимость - затраты, связанные с процессом производства продукции (от запуска производства до отгрузки на склад готовой продукции)

·         Полная себестоимость - сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (производственная себестоимость + коммерческие расходы). Коммерческие расходы - затраты на упаковку, транспортировку и рекламу.

Снижение себестоимости продукции является основным направлением увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности.

 

Таблица 5- Состав и структура себестоимости 1 тонны майонеза

Статьи затрат

2010 г.

2011 г.

2012 г.

  руб. % руб. % руб. %
Сырье и материалы 5796 60 12485 55 11172,15 61
Топливо и энергия 193,2 2 454 2 366,3 2
Заработная плата 1738,8 18 4086 18 3296,7 18
Отчисления на социальные нужды 772,8 8 2043 9 1282,05 7
Расходы на содержание оборудования 96,6 1 454 2 183,15 1
Цеховые расходы 96,6 1 454 2 183,15 1
Прочие расходы 772,8 8 2043 9 1465,2 8
Общезаводские расходы 193,2 2 681 3 366,3 2
Полная себестоимость 9660 100 22700 100 18315 100

 

Вывод: наибольший удельный вес в себестоимости майонеза занимают сырье и материалы. За анализируемый период по каждой статье затрат себестоимость 1 тонны майонеза увеличивается.

 

Таблица 6-Поставка сырья для производства майонеза в 2012

Поставщики тонн % Цена за 1т, руб.
Всего 189,6 100 -
ООО «РусИнко» 85,32 45 34000
ООО «РМК» 37,92 20 32100
ООО «МИЧЕЛ» 66,36 35 33400

 

Вывод: Компания «Принто-АГРО» закупает большую часть сырья у компании ООО «РусИнко». На втором месте стоит ООО «МИЧЕЛ».

Производительность труда - это важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом. В производстве любого продукта участвует живой труд, т.е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в процессе производства продукта, и труд прошлый, затраченный другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии.

 

Таблица 7-Показатели производительности труда

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Объем производства продукции, тонн 6050 3675 5105
Среднесписочная численность работников, чел. 59 68 70
Отработано на производстве, чел.-ч 117233 134708 139020
Произведено продукции на 1 работника, тонн 102,55 54,1 73
Произведено продукции на 1 чел.-ч, тонн 0,052 0,028 0,037
Трудоемкость производства 1 тонны продукции, чел.-ч 19,377 36,655 27,232

 

Вывод: Исходя из данных таблицы, показатель трудоемкости уменьшился (если сравнивать 2011 г. и 2012 г.) т.е. работники затрачивали меньше времени на производство 1 тонны продукции. Таким образом, можно сказать, что персонал предприятия используется эффективно.

 

Финансовые результаты от реализации продукции

 

Финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.

 

Таблица 8-Структура реализации майонеза на предприятии «Принто-АГРО»

Каналы сбыта

2010 г.

2011 г.

2012 г.

  тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
В пределах области 4250,0 99,7 6055,3 99,5 6525,04 99,3
За пределы области 12,04 0,3 30,4 0,5 46 0,7
Итого 4262,04 100 6085,7 100 6571,04 100

 


 

Вывод: за анализируемый период объем реализации майонеза за пределы Кировской области увеличился. Это говорит о том, что предприятие начинает расширять круг покупателей, но весомая часть майонеза предприятия пока реализуется в пределах Кировской области.

 

Таблица 9.1- Цены реализации майонеза с предприятия, руб. в 2010 г.

Вид упаковки Ведро

Дой-пак с дозатором

Сашет

Стеклобанка
Масса нетто, кг 0,9 0,5 0,23 0,14 0,05 0,24
Майонез «Провансаль» жирность 67% 61,4 33,71 14,1 6,86 2,95 16,1
Майонез "Легкий" жирность 35% 59,1 30,3 10,85 5,2 1,9 13,8
Майонез "Оливковый" жирность 50% 61,7 34,8 15,9 8,1 - -

 

Таблица 9.2- Цены реализации майонеза с предприятия, руб. в 2011 г.

Вид упаковки Ведро

Дой-пак с дозатором

Сашет

Стеклобанка
Масса нетто, кг 0,9 0,5 0,23 0,14 0,05 0,24
Майонез «Провансаль» жирность 67% 62,5 34,1 14,5 7,2 3,3 16,3
Майонез "Легкий" жирность 35% 60,05 31,2 11,27 5,9 2,0 14,2
Майонез "Оливковый" жирность 50% 63,2 35,1 16,5 8,84 - -

 

Таблица 9.3- Цены реализации майонеза с предприятия, руб. в 2012 г.

Вид упаковки Ведро

Дой-пак с дозатором

Сашет

Стеклобанка
Масса нетто, кг 0,9 0,5 0,23 0,14 0,05 0,24
Майонез «Провансаль» жирность 67% 63,6 35,1 16,2 7,84 3,7 18,6
Майонез "Легкий" жирность 35% 60,73 32,23 13,33 6,24 2,1 15,73
Майонез "Оливковый" жирность 50% 65,7 37,2 18,3 9,94 - -

 

Вывод: по трем данным таблицам можно увидеть, что цены реализации продукции за анализируемый период увеличиваются, что подтверждает увеличение прибыли. Так же увеличение цен на реализацию майонеза можно объяснить увеличением затрат на сырье и на производство продукта.


 

Таблица 10-Финансовый результаты от реализации майонеза

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 2012 г. в % к 2010 г.
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 3505,14 5170,06 5703,5 162,72
Выручка от реализ. продукции, тыс. руб. 4262,0 6085,7 6571,0 154,17
Прибыль (убыток) от реал., тыс. руб. 416,88 587,1 558,5 134,0
Рентабельность (убыточность) продаж, % 9,78 9,65 8,5 -1,28п.п.

 

Вывод: из данной таблицы можно увидеть, что издержи и затраты понесенные предприятием «Принто-АГРО» на производство и реализацию майонеза за анализируемый период увеличились на 62,72%. Рентабельность в 2012 достигла минимального значения - это означает что себестоимость майонеза растет быстрее чем выручка от его реализации.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: