Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во сколько предприятию обошлось производство продукции.
Себестоимость:
· Общая себестоимость - сумма затрат на производство всего объема продукции
· Индивидуальная себестоимость - затраты на производство только одного изделия
· Средняя себестоимость - определяется делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции
Виды себестоимости:
· Производственная себестоимость - затраты, связанные с процессом производства продукции (от запуска производства до отгрузки на склад готовой продукции)
· Полная себестоимость - сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации (производственная себестоимость + коммерческие расходы). Коммерческие расходы - затраты на упаковку, транспортировку и рекламу.
|
|
Снижение себестоимости продукции является основным направлением увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности.
Таблица 5- Состав и структура себестоимости 1 тонны майонеза
Статьи затрат | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||
руб. | % | руб. | % | руб. | % | |
Сырье и материалы | 5796 | 60 | 12485 | 55 | 11172,15 | 61 |
Топливо и энергия | 193,2 | 2 | 454 | 2 | 366,3 | 2 |
Заработная плата | 1738,8 | 18 | 4086 | 18 | 3296,7 | 18 |
Отчисления на социальные нужды | 772,8 | 8 | 2043 | 9 | 1282,05 | 7 |
Расходы на содержание оборудования | 96,6 | 1 | 454 | 2 | 183,15 | 1 |
Цеховые расходы | 96,6 | 1 | 454 | 2 | 183,15 | 1 |
Прочие расходы | 772,8 | 8 | 2043 | 9 | 1465,2 | 8 |
Общезаводские расходы | 193,2 | 2 | 681 | 3 | 366,3 | 2 |
Полная себестоимость | 9660 | 100 | 22700 | 100 | 18315 | 100 |
Вывод: наибольший удельный вес в себестоимости майонеза занимают сырье и материалы. За анализируемый период по каждой статье затрат себестоимость 1 тонны майонеза увеличивается.
Таблица 6-Поставка сырья для производства майонеза в 2012
Поставщики | тонн | % | Цена за 1т, руб. |
Всего | 189,6 | 100 | - |
ООО «РусИнко» | 85,32 | 45 | 34000 |
ООО «РМК» | 37,92 | 20 | 32100 |
ООО «МИЧЕЛ» | 66,36 | 35 | 33400 |
Вывод: Компания «Принто-АГРО» закупает большую часть сырья у компании ООО «РусИнко». На втором месте стоит ООО «МИЧЕЛ».
Производительность труда - это важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива предприятия в целом. В производстве любого продукта участвует живой труд, т.е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в процессе производства продукта, и труд прошлый, затраченный другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии.
|
|
Таблица 7-Показатели производительности труда
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Объем производства продукции, тонн | 6050 | 3675 | 5105 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 59 | 68 | 70 |
Отработано на производстве, чел.-ч | 117233 | 134708 | 139020 |
Произведено продукции на 1 работника, тонн | 102,55 | 54,1 | 73 |
Произведено продукции на 1 чел.-ч, тонн | 0,052 | 0,028 | 0,037 |
Трудоемкость производства 1 тонны продукции, чел.-ч | 19,377 | 36,655 | 27,232 |
Вывод: Исходя из данных таблицы, показатель трудоемкости уменьшился (если сравнивать 2011 г. и 2012 г.) т.е. работники затрачивали меньше времени на производство 1 тонны продукции. Таким образом, можно сказать, что персонал предприятия используется эффективно.
Финансовые результаты от реализации продукции
Финансовый результат - это прирост или уменьшение капитала организации в процессе финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, который выражается в форме общей прибыли или убытка.
Таблица 8-Структура реализации майонеза на предприятии «Принто-АГРО»
Каналы сбыта | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
В пределах области | 4250,0 | 99,7 | 6055,3 | 99,5 | 6525,04 | 99,3 |
За пределы области | 12,04 | 0,3 | 30,4 | 0,5 | 46 | 0,7 |
Итого | 4262,04 | 100 | 6085,7 | 100 | 6571,04 | 100 |
Вывод: за анализируемый период объем реализации майонеза за пределы Кировской области увеличился. Это говорит о том, что предприятие начинает расширять круг покупателей, но весомая часть майонеза предприятия пока реализуется в пределах Кировской области.
Таблица 9.1- Цены реализации майонеза с предприятия, руб. в 2010 г.
Вид упаковки | Ведро | Дой-пак с дозатором | Сашет | Стеклобанка | ||
Масса нетто, кг | 0,9 | 0,5 | 0,23 | 0,14 | 0,05 | 0,24 |
Майонез «Провансаль» жирность 67% | 61,4 | 33,71 | 14,1 | 6,86 | 2,95 | 16,1 |
Майонез "Легкий" жирность 35% | 59,1 | 30,3 | 10,85 | 5,2 | 1,9 | 13,8 |
Майонез "Оливковый" жирность 50% | 61,7 | 34,8 | 15,9 | 8,1 | - | - |
Таблица 9.2- Цены реализации майонеза с предприятия, руб. в 2011 г.
Вид упаковки | Ведро | Дой-пак с дозатором | Сашет | Стеклобанка | ||
Масса нетто, кг | 0,9 | 0,5 | 0,23 | 0,14 | 0,05 | 0,24 |
Майонез «Провансаль» жирность 67% | 62,5 | 34,1 | 14,5 | 7,2 | 3,3 | 16,3 |
Майонез "Легкий" жирность 35% | 60,05 | 31,2 | 11,27 | 5,9 | 2,0 | 14,2 |
Майонез "Оливковый" жирность 50% | 63,2 | 35,1 | 16,5 | 8,84 | - | - |
Таблица 9.3- Цены реализации майонеза с предприятия, руб. в 2012 г.
Вид упаковки | Ведро | Дой-пак с дозатором | Сашет | Стеклобанка | ||
Масса нетто, кг | 0,9 | 0,5 | 0,23 | 0,14 | 0,05 | 0,24 |
Майонез «Провансаль» жирность 67% | 63,6 | 35,1 | 16,2 | 7,84 | 3,7 | 18,6 |
Майонез "Легкий" жирность 35% | 60,73 | 32,23 | 13,33 | 6,24 | 2,1 | 15,73 |
Майонез "Оливковый" жирность 50% | 65,7 | 37,2 | 18,3 | 9,94 | - | - |
Вывод: по трем данным таблицам можно увидеть, что цены реализации продукции за анализируемый период увеличиваются, что подтверждает увеличение прибыли. Так же увеличение цен на реализацию майонеза можно объяснить увеличением затрат на сырье и на производство продукта.
Таблица 10-Финансовый результаты от реализации майонеза
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 | 2012 г. в % к 2010 г. |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 3505,14 | 5170,06 | 5703,5 | 162,72 |
Выручка от реализ. продукции, тыс. руб. | 4262,0 | 6085,7 | 6571,0 | 154,17 |
Прибыль (убыток) от реал., тыс. руб. | 416,88 | 587,1 | 558,5 | 134,0 |
Рентабельность (убыточность) продаж, % | 9,78 | 9,65 | 8,5 | -1,28п.п. |
Вывод: из данной таблицы можно увидеть, что издержи и затраты понесенные предприятием «Принто-АГРО» на производство и реализацию майонеза за анализируемый период увеличились на 62,72%. Рентабельность в 2012 достигла минимального значения - это означает что себестоимость майонеза растет быстрее чем выручка от его реализации.
|
|